Interpretation of the Gospel of John

Стих 32. Отвеща им Иисус: многа добра дела явих вам от Отца Моего…[647] дел, которые показывают Мое равенство с Отцом.

Стих 32… За кое их дело камение мещете на Мя?…[648] за какое дело, которое не показывает Моего равенства с Отцом. Мои дела ясно говорят пред всеми о Моем равенстве с Отцом, если бы Я Сам даже молчал.

Стих 33. Отвещаша Ему Иудее, глаголюще: о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, твориши Себе Бога.[649] Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство. Значит, иудеи признавали дела Иисуса Христа добрыми; а если дела Его хороши, то они свидетельствуют о том, что Он не произносит хулы, называя Себя Богом, потому что это дела Бога, а не простого человека.

Стих 34. Отвеща им Иисус: несть ли писано в законе вашем: Аз рех: бози есте?[650] Законом, в этом месте, Иисус Христос назвал книгу Псалмов, так как изречение это находится в Псалтири. Эта книга тоже есть закон, потому что и она заключает в себе Богодухновенные слова, потому что и она руководит и наставляет людей.

Стихи 35–36. Аще оных рече богов, к нимже слово Божие бысть, и не может разоритися Писание: Егоже Отец святи и посла в мир, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь.[651] Разоритися, т. е. потерять свою силу, быть отвергнутым. Святи, т. е. предопределил, избрал. Иисус Христос как бы так говорит: если Бог назвал богами тех, которые были людьми, то каким образом вы говорите Мне: хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь, — Мне, Которого Отец предопределил, избрал и послал в мир? Говорит о Себе Иисус Христос с некоторого рода уничижением. Здесь Он, так сказать, понижает Свою речь, чтобы смягчить и успокоить гнев иудеев; а затем переходит опять к более возвышенному.

Стихи 37–38. Аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры: аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом (Моим) веруйте…[652] Из равенства и тождества дел Своих с делами Отца, Иисус Христос доказывает равенство и тождество Свое с Отцом.

Стих 38… Да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем…,[653] что во Мне созерцается Отец. Ибо Я — не иное что, а то же, что Отец, только пребывающий Сыном, — и Отец — не иное что, а то же, что Я, только пребывающий Отцом. Поэтому, кто знает Сына, тот знает и Отца, и кто знал Отца, тот узнал и Сына. Или иначе: Сын пребывает в Отце, как красота образа в первообразе, а Отец пребывает в Сыне, как красота первообраза в образе; причем, Сына мы называем образом Отца не простым, обыкновенным, а во всем подобным Ему.

Стихи 39–40. Искаху убо паки яти Его: и изыде от рук их, и иде паки на он пол Иордана, на место, идеже бе Иоанн прежде крестя, и пребысть ту.[654] Когда Иисус Христос совершал какое-либо великое чудо, то уходил, избегая похвалы и одобрения народа, а когда говорил о Себе что-либо великое, то уходил, избегая гнева и зависти иудеев, чтобы дать возможность им в Свое отсутствие успокоиться. Теперь же Иисус Христос ушел в то место, где прежде крестил Иоанн, чтобы присутствующие вспомнили знамение, происшедшее во время Его Крещения, и свидетельство о Нем Иоанна Крестителя, — и таким образом уверовали в Него; что действительно и случилось. Смотри:

Стих 41. И мнози приидоша к Нему и глаголаху, яко Иоанн убо знамения не сотвори ни единаго: вся же, елика рече Иоанн о Сем, истинна бяху.[655] Смотри, как сами присутствующие рассуждали между собою. Иоанн убо знамения не сотвори ни единаго, а Иисус Христос сотворил много; значит, Он больше Иоанна. Затем они берут во внимание и другой признак превосходства, именно: все, сказанное Иоанном об Иисусе Христе, было истинно, подтвердилось самыми делами; а Иоанн говорил: Грядый же по мне креплий мене есть (Мф. 3, 11); и аз видех и свидетелствовах, яко Сей есть Сын Божий (Ин. 1, 34) и многое другое. Объясняют еще слова этого стиха и проще. Иоанн убо знамения не сотвори ни единаго, однако все, что он сказал об Иисусе Христе, было истинно; поэтому и свидетельство Иоанна достоверно.

Стих 42. И мнози вероваша в Него ту.[656] Видишь, какую пользу принесло им самое место и удаление от людей лукавых? Поэтому-то Иисус Христос часто удаляет слушателей от дурного сообщества. Так делал Бог и в Ветхом Завете, исправляя и наставляя евреев в пустыне, вдали от египтян.

ГЛАВА XI

Стих 1. Бе же некто боля Лазарь от Вифании, от веси Мариины и Марфы сестры ея.[657] Затем указывается на одно событие из жизни этой Марии.

Стих 2. Бе же Мариа помазавшая Господа миром и отершая нозе Его власы своими, еяже брат Лазарь боляше.[658] Это обстоятельство особенно прославило Марию.