Interpretation of the Gospel of John

Стихи 39–40. Искаху убо паки яти Его: и изыде от рук их, и иде паки на он пол Иордана, на место, идеже бе Иоанн прежде крестя, и пребысть ту.[654] Когда Иисус Христос совершал какое-либо великое чудо, то уходил, избегая похвалы и одобрения народа, а когда говорил о Себе что-либо великое, то уходил, избегая гнева и зависти иудеев, чтобы дать возможность им в Свое отсутствие успокоиться. Теперь же Иисус Христос ушел в то место, где прежде крестил Иоанн, чтобы присутствующие вспомнили знамение, происшедшее во время Его Крещения, и свидетельство о Нем Иоанна Крестителя, — и таким образом уверовали в Него; что действительно и случилось. Смотри:

Стих 41. И мнози приидоша к Нему и глаголаху, яко Иоанн убо знамения не сотвори ни единаго: вся же, елика рече Иоанн о Сем, истинна бяху.[655] Смотри, как сами присутствующие рассуждали между собою. Иоанн убо знамения не сотвори ни единаго, а Иисус Христос сотворил много; значит, Он больше Иоанна. Затем они берут во внимание и другой признак превосходства, именно: все, сказанное Иоанном об Иисусе Христе, было истинно, подтвердилось самыми делами; а Иоанн говорил: Грядый же по мне креплий мене есть (Мф. 3, 11); и аз видех и свидетелствовах, яко Сей есть Сын Божий (Ин. 1, 34) и многое другое. Объясняют еще слова этого стиха и проще. Иоанн убо знамения не сотвори ни единаго, однако все, что он сказал об Иисусе Христе, было истинно; поэтому и свидетельство Иоанна достоверно.

Стих 42. И мнози вероваша в Него ту.[656] Видишь, какую пользу принесло им самое место и удаление от людей лукавых? Поэтому-то Иисус Христос часто удаляет слушателей от дурного сообщества. Так делал Бог и в Ветхом Завете, исправляя и наставляя евреев в пустыне, вдали от египтян.

ГЛАВА XI

Стих 1. Бе же некто боля Лазарь от Вифании, от веси Мариины и Марфы сестры ея.[657] Затем указывается на одно событие из жизни этой Марии.

Стих 2. Бе же Мариа помазавшая Господа миром и отершая нозе Его власы своими, еяже брат Лазарь боляше.[658] Это обстоятельство особенно прославило Марию.

Стих 3. Посласте убо сестре к Нему…[659] Не пошли сами, но послали, потому что были вполне уверены, что Иисус Христос, находясь в дружественных отношениях к их дому, поможет им; кроме того, они были женщины слабые и в то время сильно были опечалены. А что они послали к Иисусу Христу не потому, что отнеслись к Нему с пренебрежением, это сами они показали потом, когда вышли к Нему навстречу с большой поспешностью.

Стих 3. Глаголюще: Господи, се, егоже любиши, болит.[660] Сестры сказали так, желая вызвать в Иисусе Христе сострадание; они все еще смотрели на Него, как на человека, хотя и великого, но все-таки не Бога.

Стих 4. Слышав же Иисус рече: сия болезнь несть к смерти…[661] Эта болезнь не ведет к смерти в собственном смысле. Смерть в собственном смысле, или вернее состояние умершего, продолжается до всеобщего воскресения, а смерть Лазаря нужно назвать смертью, потому что последовало разделение души от тела; но можно относительно ее сказать и так, что болезнь Лазаря не к смерти, по причине последовавшего вскоре за нею воскрешения.

Стих 4… Но о славе Божии, да прославится Сын Божий ея ради…,[662] так как слава Бога Отца есть вместе с тем и слава Сына. И здесь выражение с ινα (да) означает не причину, а указывает только на следствие, именно что эта смерть послужит к славе Бога Отца и Сына. Некоторые же, разумея здесь под славой крест, изъясняют эти слова так: (болезнь сия не к смерти), но к распятию Бога, чтобы через нее был распят Сын Божий. И действительно, лишь только иудеи узнали о воскрешении Лазаря, как воспылали, вследствие величия этого чуда, неукротимой яростью и начали усердно действовать, чтобы убить Иисуса Христа.

Стих 5. Любляше же Иисус Марфу и сестру ея и Лазаря…[663] не только за веру их, но и за другие добродетели.

Стих 6. Егда же услыша, яко болит, тогда пребысть на немже бе месте два дни.[664] Чтобы утешить сестер, Иисус Христос послал им вышеприведенный ответ, но Сам оставался на месте, пока не умер и не был погребен Лазарь, чтобы никто не мог сказать, что Он воскресил не умершего, а находящегося в крепком сне, изнеможении или исступлении.

Стих 7. Потом же глагола учеником: идем во Иудею паки.[665] Иисус Христос говорит ученикам об этом наперед, чтобы, с одной стороны, обличить их в боязливости, которая происходит из нетвердой их веры, а с другой — чтобы, зная об этом наперед, они не смутились потом неожиданностью такого поведения. А Вифания находилась в Иудее.