Interpretation of the Gospel of John

Стихи 34–35. И рече: где положисте его; Глаголаша Ему: Господи, прииди и виждь.[684] Прослезися Иисус. Как человек, Иисус Христос и спрашивает, и плачет, и делает все другое, что свидетельствовало бы о том, что Он — человек; а как Бог, Он воскрешает четырехдневного и издающего уже запах трупа мертвеца и вообще делает то, что свидетельствовало бы о том, что Он Бог. Иисус Христос желает, чтобы люди удостоверились, что Он имеет и ту, и другую природу, а потому и являет Себя то человеком, то Богом.

Стих 36. Глаголаху убо Жидове: виждь, како любляше его…[685] говорили, видя слезы Иисуса Христа.

Стих 37. Нецыи же от них реша: не можаше ли Сей, отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет.[686] Иудеи порицают бессилие Иисуса Христа и с иронией говорят: отверзый очи слепому, считая это чудо ложным на том основании, что Он теперь не сделал так, чтобы Лазарь не умер. Они не знают, что Иисус Христос совершит большее чудо, так как прогнать смерть, когда она уже пришла и овладела человеком, гораздо большее чудо, чем удержать ее тогда, когда она приближается.

Стих 38. Иисус же паки претя в себе, прииде ко гробу. Бе же пещера, и камень лежаше на ней.[687] Позволяя своей человеческой природе обнаружить то, что в данном случае ей было свойственно, Иисус Христос прослезился, но немного, и этим Он указал и нам соблюдать меру в оплакивании умерших. Затем Он опять удержал сильное смущение духа, чтобы оно не вышло из границ умеренности.

Стих 59. Глагола Иисус: возмите камень. Но для чего Иисус Христос не воскресил Лазаря, когда лежал камень при гробе? Для того, чтобы самыми важными свидетелями чуда были те, которые отняли камень и первыми почувствовали сильный запах трупа. Поэтому-то Иисус Христос не воскресил Лазаря заочно, но пришел в сопровождении многих на гроб, воскресил его, обвитого погребальными пеленами и платком, и повелел развязать, чтобы истина этого несказанного чуда была засвидетельствована чрез все это, и чтобы опять не возникло какое-либо сомнение, как относительно исцеления слепорожденного.

Стих 39… Глагола ему сестра умершаго Марфа: Господи, уже смердит: четверодневен бо есть…,[688] т. е. невозможно уже воскресить его, так сильно разложившегося. Выше было сказано, что Марфа еще не имела должного понятия об Иисусе Христе и не поняла того, что Он сказал ей.

Стих 40. Глагола ей Иисус: не рех ли ти, яко аще веруеши, узриши славу Божию?[689]Может быть, Иисус Христос и это сказал Марфе; или же такой смысл имели прежде сказанные Им Марфе слова.

Стих 41. Взяша убо камень, идеже бе умерый лежа… Иисус же возвед очи горе и рече: Отче, хвалу Тебе воздаю, яко услышал еси Мя.[690] Иисус Христос возводит очи к небу и благодарит Бога Отца для того, чтобы уверовали, что Он послан Богом, так как иудеи говорили, что Он не от Бога. Сам Он дальше указывает на эту именно причину. Но как же Иисус Христос говорит: яко услышал еси, когда Он не просил Бога? Не просил, чтобы показать, что Ему нет нужды просить; а словами — яко услышал еси — Он указал на тождество воли Своей с волею Отца. Хвалу Тебе воздаю за то, что Ты желал того, чего Я желаю.

Стих 42. Аз же ведех, яко всегда Мя послушаеши…,[691] всегда желаешь того, чего и Я желаю, потому что у Нас одна и та же воля, одна и та же мысль. Затем Иисус Христос указывает и причину такого своего благодарения и уничиженных слов.

Стих 42… Но народа ради стоящаго окрест рех…[692] Я сказал — хвалу Тебе воздаю, яко услышал еси Мя, — потому что стоял вокруг Меня народ, еще несовершенный в вере.

Стих 42… Да веру имут, яко Ты Мя послал еси.[693] Это было весьма необходимо. Кто уверует, что Иисуса Христа послал Бог, тот поверит, конечно, и словам Его, как другим, так и тем, что Он есть Сын Божий; а кто не уверует, что Бог послал Его, тот не примет и слов Его.

Стих 43. И сия рек, гласом великим воззва: Лазаре, гряди вон.[694] Иисус Христос воззвал громким голосом, чтобы показать этим, что душа умершего не тут же находится, а далеко, — чтобы все присутствовавшие, слыша это Его властное повеление и видя затем исполнение этого повеления, имели о Нем высокое и богоприличное понятие. И не сказал Иисус Христос: воскресни, но: гряди вон, обращаясь к мертвому как к живому, так как у Бога и мертвые живы. Вот отчасти исполнение того, что Иисус Христос сказал: грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавше оживут (Ин. 5, 25). Смотри:

Стих 44. И изыде умерый, обязан рукама и ногама укроем…,[695] т. е. погребальными пеленами. Вот величайшее и сугубое чудо! Тот, который начал уже разлагаться, не только воскрес, но и вышел из гробовой пещеры, хотя был связан. Итак, благодарение Богу Иисус Христос воздал с особой премудрой целью, ради несовершенства присутствовавших, а дал такое повеление и осуществил его, потому что имел в Себе власть и силу для этого. Поэтому выше Он говорил: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры: аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом (Моим) веруйте (Ин. 10, 37–38).

Стих 44… И лице его убрусом обязано…[696] небольшим платком, каким евреи покрывали голову.