Interpretation of the Gospel of John

Стих 45. И видяй Мя видит Пославшаго Мя.[769] Видение здесь разумеет Иисус Христос умственное, и как бы так говорит: познающий Божество, познает и Божество Отца Моего, потому что у нас Божество одно и то же, и Я образ Отца, ни в чем от Него не отличающийся. Видит же кто-либо Божество Иисуса Христа не в самой Божественной Его природе, которая невидима и совершенно непостижима, так как Бога никтоже виде нигдеже (Ин. 1, 18), но в Его словах и делах, свойственных только Богу.

Стих 46… Аз свет в мир приидох…[770] свет духовный, уничтожающий духовную тьму и Своими Божественными делами и словами показывающий здравым глазам лучи Божества.

Стих 46… Да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет…[771] во тьме заблуждения, во тьме греха. Часто Иисус Христос с особенным уверением говорит об этом, желая таким постоянством смягчить жестокое сердце иудеев и сообщить им все, что только может относиться к Нему Самому; поэтому-то Он и возгласил (Ст. 44).

Стих 47. И аще кто услышит глаголы Моя и не верует, Аз не сужду ему…[772] в настоящем веке…

Стих 47… Не приидох бо, да сужду мирови, но да спасу мир.[773] И прежде еще Иисус Христос сказал: не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир (Ин. 3, 17); прочитай там объяснение этих слов.

Стих 48. Отметаяйся Мене и не приемляй глагол Моих имать судящаго ему…[774] Не верующий в Меня и не принимающий слов Моих имеет себе судью и обличителя. Слушай же, что это за судья:

Стих 48… Слово, еже глаголах, то судит ему в последний день.[775] Смотри, какое именно это Его слово:

Стих 49. Яко Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю.[776] Так как многие говорили, что Иисус Христос пришел не от Бога, и потому не верили Ему, то Он говорит: слово, в котором Я учил, что «Я говорил не от Себя, но Пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать, и что говорить», — это слово будет судить в последний день отвергающего Меня, став вместо судьи, обличая такого человека и лишая его всякой защиты, потому что это слово Я подтвердил делами, постоянно доказывая, что Я не противлюсь Богу.

Стих 50. И вем, яко заповедь Его живот вечный есть…,[777] как дающая вечную жизнь, как ведущая к жизни вечной. Итак, не имеют никакого извинения не принимающие того, что Мне заповедано говорить, т. е. Моих слов, Моего учения; они даже враги самих себя, потому что не принимают жизни вечной. Слова: что реку (ειπω) и что возглаголю (λαληοω) означают одно и то же. Таких мест много в Священном Писании.

Стих 50… Яже убо Аз глаголю, якоже рече Мне Отец, тако глаголю.[778] И вышеприведенными, и этими словами Иисус Христос все еще побуждает слушателей к вере, так как по великому Своему человеколюбию Он все еще щадит их. О таких выражениях, которые говорят об уничижении Иисуса Христа и употреблены с премудрой целью для объяснения планов Божественного Домостроительства, мы часто уже говорили. Так, например, о Себе не приидох (Ин. 7, 28); о Себе не глаголю (Ин. 14, 10); Той Мне даде заповедь, что реку и что возглаголю, — эти и им подобные выражения прямо утверждают, что Иисус Христос не противится Богу; но вместе с тем они указывают и на равенство Его с Отцом.

ГЛАВА XIII

Стих 1. Прежде же праздника Пасхи, ведый Иисус, яко прииде Ему час, да прейдет от мира сего ко Отцу…[779] После Своей смерти и Воскресения Он действительно перешел с земли на небо…

Стих 1… Возлюбль Своя сущыя в мире, до конца возлюби их.[780] Своими евангелист называет здесь учеников Иисуса Христа, которые были для Него Своими, так как были совершенно покорны Ему. Своими Иисуса Христа назывались также и все иудеи, как единоплеменники Его, и даже все люди, как сотворенные Им. Присоединено — сущыя в мире, потому что Свои были Иисусу Христу и скончавшиеся уже в добродетели, Авраам, Исаак и Иаков и другие, бывшие после них, праведники. Итак, евангелист говорит: любя учеников и до сего времени, в это время Иисус Христос возлюбил их особенно сильно (слово — до конца здесь значит — сильно). Так как Иисус Христос должен был вскоре уже умереть и оставить Своих учеников, то теперь Он усиливает Свою любовь к ним, чтобы оставить в них более прочную память о Себе. Знаком усиления этой любви служило умовение ученикам ног, потому что тот, кто сильно любит кого-либо, не откажет ему и в унизительной для себя услуге.