Interpretation of the Gospel of John

Стих 12… Ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный…[969] Иуда, предатель, величайший друг погибели, возлюбленный ею и любящий ее. Под погибелью разумей здесь отпадение и отчуждение от Бога, или даже самого диавола, как погубляющего тех, которые повинуются ему (Погиб же Иуда добровольно, вследствие злой воли своей. Может быть, и другие из числа семидесяти учеников погибли, но не в это время, а теперь погиб один только предатель).

Стих 12… Да сбудется Писание… Давидово, которое часто говорит о предательстве Иуды и в особенности в сто восьмом псалме. И здесь выражение с ινα (да) указывает не на причину, а вообще на будущее, именно — что должно исполниться Писание.

Стих 13. Ныне же к Тебе гряду…[970] Опять Иисус Христос повторяет: к Тебе гряду, как и прежде повторял: от Бога изыдох, желая частым повторением сильнее убедить в этом учеников и доставить им через это немалое утешение.

Стих 13… И сия глаголю в мире, да имут радость Мою исполнену в себе.[971] Находясь еще в мире, Я говорю ученикам это, именно: к Тебе гряду и святи их, — говорю для того, чтобы они имели совершенную радость о Мне, будучи убеждены, что и Меня не удержит ад, и Ты будешь им помощником. Хотя они и верили этому, но не будучи еще вполне убеждены, колебались в своих мыслях и не могли быть покойны (Или: Я говорю это уничиженно и человекообразно, чтобы успокоив свои слабые еще умы, ученики исполнились радости совершенной, не считая Меня за противника Богу Отцу).

Стих 14. Аз дах им слово Твое, и мир возненавиде их, яко не суть от мира, якоже (и) Аз от мира несмь.[972] Я передал ученикам Твое слово, т. е. то, которое содержится в Евангелии, и злые люди возненавидели их, так как по своему незлобию ученики уже не принадлежали к их числу. И прежде Господь говорил к ученикам: аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы (Ин. 15, 19). И там, и здесь под миром Он разумеет злых людей, по причине их любви к миру и удовольствиям его. Так как учеников Моих, говорит Иисус Христос Богу Отцу, возненавидели за Твое слово, то Ты и сохраняй их.

Стих 15. Не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни.[973] Поясняет Иисус Христос, о чем именно Он молится Отцу за учеников, чтобы они более ободрились, зная, что они не умрут, прежде чем исполнят дело проповеди, и что их будет охранять Бог Отец.

Стих 16. От мира не суть…[974] Очень часто Иисус Христос повторяет эти слова, свидетельствуя этим о незлобии учеников, чтобы они были мужественны и не смущались, когда их будут ненавидеть, зная, что зло всегда идет против добродетели. Вместе с тем, Иисус Христос высказывает и похвалу ученикам пред Отцом Своим, свидетельствуя этим о Своей любви к ним. Они, говорит Иисус Христос, граждане неба, так как думают не о мирском, а о небесном.

Стих 16… Якоже (и) Аз от мира несмь.[975] Самим сравнением с Собою Иисус Христос тоже утешает учеников и побуждает к мужеству.

Стих 17. Святи их во истину Твою…[976] Освяти их истиной учения через Всесвятого Духа, так как истинное учение освящает человека. Затем Иисус Христос объясняет, что Он назвал истиной.

Стих 17… Слово Твое истина есть. Истина есть слово, т. е. учение Твое, сообщенное ученикам Тобой через Духа Святого. И прежде Иисус Христос сказал: Дух истины, наставит вы на всяку истину (Ин. 16, 13). (А слово это Иисус Христос приписывает Отцу в том же смысле как и прежде Он сказал: Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (Ин. 12, 49)).

Стих 18. Якоже Мене послал еси в мир, и Аз послах их в мир.[977] Как Ты, желая спасения людей, послал Меня, так и Я, желая того же, послал их; или: как Ты, будучи Моим Отцом, послал Меня, так и Я, будучи их Отцом, послал их; но Ты — Отец Мне по естеству, а Я — Отец им, как Творец, Промыслитель и Учитель их. О будущем говорит Иисус Христос, как о совершившемся, потому что скоро уже Он должен послать Своих учеников.

Стих 19. И за них Аз свящу Себе…[978] Я добровольно приношу Себя в жертву. Под освящением здесь Иисус Христос разумеет принесение в жертву, так как слово — освящение — может иметь и такое значение, кроме многих других.

Стих 19… Да и тии будут священи во истину…,[979] чтобы и ученики Мои принесены были в истинную жертву, так как жертва законная была только прообразом, а не истиной, — чтобы и они были принесены в жертву так, как принесен был и Глава их. Или: да и тии будут священи во истину, как сами пожертвовавшие собою. Вменихомся, сказано в Писании, яко овцы заколения (Пс. 43, 23);[980] и представите телеса ваша жертву живу (Рим. 12, 1).[981] Значит, можно принести себя в жертву и не быть убитым. А чтобы кто-либо не подумал, что Иисус Христос говорит это только об апостолах, Он продолжает Свою речь.

Стихи 20–21. Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут…[982] Опять Иисус Христос высказал и утешение ученикам, показывая, что через их проповедь и другие сделаются учениками.