Interpretation of the Gospel of John

Стих 51. Аминь, аминь глаголю вам: аще кто слово мое соблюдет, смерти не имать видети во веки.[534] Найти в шестой главе то место, где говорится: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки (51 ст.) — и прочитай его толкование. Оттуда поймешь, о какой смерти говорит здесь Иисус Христос. Не понимая этого, они опять бесчестят Его.

Стих 52. Реша убо ему Жидове: ныне разумехом, яко беса имаши…,[535] теперь еще более… Говорили это, как будто бы Иисус Христос представлял Себя больше Бога.

Стих 52… Авраам умре и пророцы…, которые соблюдали Слово Божие.

Стихи 52–53… И Ты глаголеши: аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать вкусити во веки. Еда Ты болий еси отца нашего Авраама, иже умре; и пророцы умроша: кого Себе Сам Ты твориши?[536] Следовало бы им сказать: «Неужели Ты больше Бога?» Но они, однако, не говорят этого, чтобы не показалось, что, сравнивая Его с Богом, они скорее воздают Ему честь. Они желают показать, что Он меньше даже Авраама. И не говорят просто Авраама, но отца нашего Авраама, опять хвастаясь и выставляя на вид свое родство с Авраамом.

Стих 54. Отвеща Иисус: аще Аз славлюся Сам, слава Моя ничесоже есть…[537] ничто, как вы предполагаете. Это Иисус Христос сказал сообразно с их мнением, подобно тому как Он сказал: аще Аз свидетелствую о Мне, свидетелство Мое несть истинно (Ин. 5, 31). Найди и прочитай объяснение этого места.

Стих 54… Есть Отец Мой славяй Мя…[538] Если Я, прославляя Себя, кажусь вам лжецом, то есть Отец Мой славяй Мя. И в вышеупомянутой главе (ст. 37) Иисус Христос подобным же образом сказал: и Пославый Мя Отец Сам свидетелствова о Мне. Иисус Христос наперед приготовляет к тому, что имеет сказать, чтобы не показаться тщеславным. Он хочет доказать, что Он больше Авраама, но теперь Он не сказал этого откровенно вследствие бесстыдства их.

Стихи 54–55… Егоже вы глаголете, яко Бог ваш есть. И не познасте Его…[539] Не познасте Его, или как отвергающиеся от Него своими делами, потому что и Апостол сказал: Бога исповедуют видети, а делы отмещутся Его (Тит. 1, 16),[540] — или как не познав Сына Его, потому что и выше Он сказал: аще Мя бысте ведали, и Отца Моего ведали бысте (ст. 19), — или как не соблюдающие слова Его, потому что если бы вы знали Его, то и слово Его соблюдали бы.

Стих 55… Аз же вем Его…[541] не только потому, что происхожу от Него, одного и того же существа, природы и ведения, но и потому, что соблюдаю слово Его. И выше Он сказал: есть истинен Пославый Мя, Егоже вы не весте: Аз вем Его (Ин. 7, 28–29).

Стих 55… И аще реку, яко не вем Его, буду подобен вам ложь…,[542] потому что вы лжете, называя Бога своим и не зная Его, как выше было сказано. Ведением и познанием называет здесь просто ведение и знание того, что Он есть Бог и Отец, а не знание природы Божией, которая не только не может быть познаваема, но совершенно непостижима и недоступна не только людям, но и Небесным Силам.

Стих 55… Но вем Его и слово Его соблюдаю.[543] Смотри, что соблюдение Слова Божия есть признак знания Его. Убоимся же и мы, не соблюдающие заповедей Божиих, потому что стоим рядом с познающими Бога. Затем Иисус Христос доказывает, что Он больше Авраама.

Стих 56. Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой…, т. е. сильно желал. Днем Своим называет день крестных страданий.

Стих 56… И виде и возрадовася. Возрадовался о спасении мира. Зная заранее тайну распятия на Кресте Иисуса Христа, он сильно желал видеть день Его, тенью и прообразом для которого служил тот день, когда он принес во всесожжение сына своего Исаака. Авраам знал, что как он не пощадил возлюбленного своего сына для Бога, так и Бог не пощадит возлюбленного Своего Сына для человека; как Исаак сам нес дрова для всесожжения своего, так и Спаситель понесет древо смерти Своей; затем, когда Исаак не пострадал, то был положен овен, точно так же, хотя Спаситель пребудет бесстрастным по Божеству, но человечество Его будет убито. А если Авраам сильно желал видеть день Его, то, конечно, — как большего.

Стих 57. Реша убо Иудее к Нему: пятидесяти лет не у имаши, и Авраама ли еси видел?[544] Принимая во внимание зрелость ума и вообще большую опытность, они полагали, что Иисусу Христу около пятидесяти лет. Некоторые списки имеют — сорок, что кажется вернее.

Стих 58. Рече (же) им Иисус: аминь, аминь глаголю вам: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь,[545] как Бог. И не сказал: «Я был», — но — Аз есмь, как всегда сущий. Бывать (γενεσJαι) говорится о сотворенном, а есмь — о несотворенном и сотворенном.