Interpretation of the Gospel of John

Стих 55… Аз же вем Его…[541] не только потому, что происхожу от Него, одного и того же существа, природы и ведения, но и потому, что соблюдаю слово Его. И выше Он сказал: есть истинен Пославый Мя, Егоже вы не весте: Аз вем Его (Ин. 7, 28–29).

Стих 55… И аще реку, яко не вем Его, буду подобен вам ложь…,[542] потому что вы лжете, называя Бога своим и не зная Его, как выше было сказано. Ведением и познанием называет здесь просто ведение и знание того, что Он есть Бог и Отец, а не знание природы Божией, которая не только не может быть познаваема, но совершенно непостижима и недоступна не только людям, но и Небесным Силам.

Стих 55… Но вем Его и слово Его соблюдаю.[543] Смотри, что соблюдение Слова Божия есть признак знания Его. Убоимся же и мы, не соблюдающие заповедей Божиих, потому что стоим рядом с познающими Бога. Затем Иисус Христос доказывает, что Он больше Авраама.

Стих 56. Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой…, т. е. сильно желал. Днем Своим называет день крестных страданий.

Стих 56… И виде и возрадовася. Возрадовался о спасении мира. Зная заранее тайну распятия на Кресте Иисуса Христа, он сильно желал видеть день Его, тенью и прообразом для которого служил тот день, когда он принес во всесожжение сына своего Исаака. Авраам знал, что как он не пощадил возлюбленного своего сына для Бога, так и Бог не пощадит возлюбленного Своего Сына для человека; как Исаак сам нес дрова для всесожжения своего, так и Спаситель понесет древо смерти Своей; затем, когда Исаак не пострадал, то был положен овен, точно так же, хотя Спаситель пребудет бесстрастным по Божеству, но человечество Его будет убито. А если Авраам сильно желал видеть день Его, то, конечно, — как большего.

Стих 57. Реша убо Иудее к Нему: пятидесяти лет не у имаши, и Авраама ли еси видел?[544] Принимая во внимание зрелость ума и вообще большую опытность, они полагали, что Иисусу Христу около пятидесяти лет. Некоторые списки имеют — сорок, что кажется вернее.

Стих 58. Рече (же) им Иисус: аминь, аминь глаголю вам: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь,[545] как Бог. И не сказал: «Я был», — но — Аз есмь, как всегда сущий. Бывать (γενεσJαι) говорится о сотворенном, а есмь — о несотворенном и сотворенном.

Стих 59. Взяша убо камение, да вергут Нань…,[546] скорые на убийство. Они рассвирепели, думая, что нанесено оскорбление Аврааму, с другой стороны зная, что Он приписывает Себе вечность Божества.

Стих 59… Иисус же скрыся…, силою Своего Божества стал невидим.

Стих 59… И взыде из церкве…, чтобы утихла ярость иудеев.

Стих 59… Прошед посреде их… так, что они не могли видеть Его. Но почему же Он не уничтожил силы их и не прошел видимо? Потому что и в таком случае они не уверовали бы. Во время страданий Он поверг их на землю ниц, ослепил взоры их, и они не уверовали. Нет ничего хуже души отчаянной: видит она знамения и чудеса, но упорно держится своего бесстыдства.

Стих 59… И мимохождаше тако.[547] Ходил так, не открываясь им.

ГЛАВА IX