Interpretation of the Gospel of John

Стих 59. Взяша убо камение, да вергут Нань…,[546] скорые на убийство. Они рассвирепели, думая, что нанесено оскорбление Аврааму, с другой стороны зная, что Он приписывает Себе вечность Божества.

Стих 59… Иисус же скрыся…, силою Своего Божества стал невидим.

Стих 59… И взыде из церкве…, чтобы утихла ярость иудеев.

Стих 59… Прошед посреде их… так, что они не могли видеть Его. Но почему же Он не уничтожил силы их и не прошел видимо? Потому что и в таком случае они не уверовали бы. Во время страданий Он поверг их на землю ниц, ослепил взоры их, и они не уверовали. Нет ничего хуже души отчаянной: видит она знамения и чудеса, но упорно держится своего бесстыдства.

Стих 59… И мимохождаше тако.[547] Ходил так, не открываясь им.

ГЛАВА IX

Стих 1. И мимоидый виде человека слепа от рождества.[548] Подтверждая то, что прежде сказал, и укрепляя веру в то, что Он Бог, Иисус Христос тотчас переходит к величайшему и до того времени еще небывалому чуду. Другие слепые получали зрение, но слепой от рождения еще никогда. Поэтому, исцелившись, этот слепой говорил: от века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену (Ин. 9, 32).

Стих 2. И вопросиша Его ученицы Его, глаголюще: Равви, кто согреши, сей ли, или родителя его, яко слеп родися?[549] Спрашивали не потому, что непременно предполагали то или другое, как неразумные иудеи, так как грешить до рождения — невозможно, а терпеть наказание за родителей — несправедливо, — но цель этих слов была такая: расслабленный болел за свои грехи, как мы тогда узнали; что же Ты скажешь об этом: кто согреши, сей ли, или родителя его? Мы совершенно недоумеваем и не можем сказать ни того, ни другого.

Стих 3. Отвеща Иисус: ни сей согреши, ни родителя его…[550] Не совершенно безгрешными называет их, но утверждает, что ни они, ни он не виновны в том, что он родился слепым. Отсюда также мы узнаем, что дети не наказываются за грехи родителей. Хотя в книге Исход (20, 5) написано о Боге: отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода…,[551] но это сказано было только относительно тех израильтян, которые будут служить идолам. Так как они подражали нечестию своих отцов, служивших идолам в Египте, то Бог по справедливости посылал на них такое же наказание: у кого равные преступления, у тех, конечно, равные и наказания. Но после, давая закон через Моисея, Бог сказал: да не умрут отцы за сыны, и сынове да не умрут за отцы (Втор. 24, 16). И через Иезекииля (18, 2–4) еще говорит: что вам притча сия на земли Израилеве, глаголющым: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины быша; живу Аз, глаголет Адонаи Господь, аще будет еще глаголема притча сия…. зобавшаго пародки зубы оскоминны будут.[552]

Стих 3… Но да явятся дела Божия на нем.[553] Делами Божиими называет здесь воссоздание глаз слепому при помощи земли. Так как всеми было признаваемо за дело Божие создание из земли тела Адамова, то и Иисус Христос из земли воссоздает этому слепому глаза, прекраснейшую часть тела, чтобы было несомненно для всех, что Он Бог, как обладающий равным с Богом могуществом: воссоздавший таким образом прекраснейшую часть может создать и всего человека. Или — делами Божиими называет невидимую силу Своего Божества, которая тогда особенно открылась. Что же? Неужели иначе не могли явиться дела Божии, если бы человек этот не был наказан? Могли; но и он не был наказан, а скорее облагодетельствован, прозрев духовными очами, благодаря слепоте телесных. Какая польза от этих последних, если первые не видят? Мог Творец создать этого человека слепым не для наказания, а по премудрым планам Домостроительства, чтобы явились дела Божии и чтобы он таким образом прозрел душой. Некоторые говорят, что слово — да (ινα) употреблено здесь не для выражения причинной связи (цели), а просто для указания на то, что может случиться (следствия), именно, что явятся дела Божии на нем. Подобный же смысл имеет выражение: на суд Аз в мир сей приидох, да не видящии видят, и видящии слепи будут (Ин 9, 39), т. е. оно значит, что невидящие будут видеть, а видящие — ослепнут; но ведь не для того пришел Иисус Христос, чтобы видящие ослепли. И апостол Павел говорит: закон же привниде, да умножится прегрешение (Рим. 5, 20);[554] но не для этого пришел закон, а Апостол сказал только, что произойдет умножение прегрешений и многое другое. Это идиоматизм Писания.

Стих 4. Мне подобает делати дела Пославшаго Мя… Мне должно делать дела, свидетельствующие о том, что Я Сын Отца, что Я равен Богу; Мне должно открыть, что Я человеколюбец, чтобы люди, руководимые этими делами к вере в Меня, не погибли. После того как Я вочеловечился, невозможно спастись иначе, как только через веру в Меня.

Стих 4… Дондеже день есть…[555] Пока существует настоящий век, пока продолжается эта жизнь, пока можно людям делать.

Стих 4… Приидет нощь, егда никтоже может делати…[556] Придет будущий век, когда никто не может делать, т. е. уверовать в Меня. Настоящий век — время делания, а будущий — воздаяния. Что деланием Иисус Христос здесь называет веру, это видно из прежде сказанных Им слов: се есть дело Божие, да веруете в Того, Егоже посла Он (Ин. 6, 29). Настоящий век Иисус Христос назвал днем, потому что теперь можно делать, а будущий — ночью, потому что тогда нельзя будет делать. Апостол же Павел, наоборот, настоящий век назвал ночью вследствие заблуждения, незнания и мрака страстей, а будущий — днем вследствие отсутствия в нем всего этого. Он сказал: нощь убо прейде, а день приближися (Римл. 13, 12).