Interpretation of the Gospel of John

Стих 12… Глагола: не вем.[564] Помазав брением и повелев слепому идти в купель, Иисус Христос тотчас ушел, избегая похвалы за чудо.

Стихи 13–14. Ведоша (же) его к фарисеом, иже бе иногда слеп. Бе же суббота, егда сотвори брение Иисус и отверзе ему очи.[565] Не найдя Иисуса Христа, ведут его, чтобы доказать, что нарушена суббота.

Стих 15. Паки же вопрошаху его и фарисее, како прозре (πως ανεωξε σου τους οφJαλμους). Он же рече им: брение положи мне на очи, и умыхся, и вижу.[566] Не спросили: «Как ты получил зрение», — но: «Как Он открыл тебе глаза», — подавая этим повод наклеветать на Иисуса Христа за дело, будто бы запрещенное в субботу; но он, обращаясь к тем, которые уже слышали об этом деле, сокращает рассказ.

Стих 16. Глаголаху убо от фарисей нецыи: несть Сей от Бога (разумеется — послан) Человек, яко субботу не хранит. Овии глаголаху: како может человек грешен сицева знамения творити; И распря бе в них.[567] Если не от Бога, то значит от дьявола, и следовательно, — человек грешный. Разделение было и тогда, и прежде, так как Иисус Христос сказал: не приидох воврещи мир, но меч (Мф. 10, 34);[568] но продолжалось оно недолго: по настоянию начальников опять все соединились.

Стих 17. Глаголаху (убо) слепцу паки: ты что глаголеши о Нем, яко отверзе очи твои?..[569] Это говорят не те, которые говорили: несть Сей от Бога, а те, которые отделились от них. Чтобы не показалось, что они защищают этого человека, они предоставляют разрешить недоумение ему самому, как испытавшему на себе силу Иисуса Христа.

Стих 17… Он же рече, яко пророк есть.[570] Пророками называли вообще Богом посланных мужей. Итак, он открыто говорит, что Иисус Христос — от Бога, и не боится гнева тех, которые говорили, что Он не от Бога. Это был человек отважный, правдивый, благомыслящий.

Стих 18. Не яша убо веры Иудее о нем, яко слеп бе и прозре…[571] — которые говорили, что: несть Сей от Бога. Но, о безумные! Если правда, что он будучи слепым прозрел, то как же вы порицали Иисуса Христа за то, что Он исцелил его в субботу?

Стихи 18–19… Дондеже возгласиша родителя того прозревшаго и вопросиша я, глаголюще: сей ли есть сын ваю, егоже вы глаголете, яко слеп родися?…[572] Обрати внимание на лукавство их. Они спрашивают строго, желая запугать родителей, чтобы отречение их бросило тень на самое чудо: егоже вы глаголете, яко слеп родися, т. е. говоря неправду, коварно притворяясь, желая доставить славу Иисусу Христу.

Стих 19… Како убо ныне видит?[573] Если он родился слепым?

Стихи 20–21. Отвещаста (же) им родителя его и реста: вемы, яко сей есть сын наю и яко слеп родися: како же ныне видит, не вемы, или кто отверзе ему очи, мы не вемы…[574] Так как им предложили три вопроса: их ли это сын, родился ли он слепым и каким образом он теперь видит, то на первые два они ответили утвердительно, а относительно того, каким образом он теперь видит, сказали, что они не знают, боясь иудеев, как это сейчас будет видно.

Стих 21… Сам возраст имать, самого вопросите, сам о себе да глаголет.[575] Поставив себя вне опасности, они направляют вопрос к исцеленному, как более их достоверному при таком расследовании.

Стих 22. Сия рекоста родителя его, яко боястася Жидов: уже бо бяху сложилися Жидове, да, аще кто Его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет.[576] Сложилися, т. е. сговорились, условились.

Стих 23. Сего ради родителя его рекоста, яко возраст имать, самого вопросите.[577] Опять евангелист повторяет то же самое, подтверждая этим, что родители из робости и боязни быть отлученными от синагоги сказали, что не знают, и таким образом всю тяжесть этой борьбы возложили на сына.

Стих 24. Возгласиша же вторицею человека, иже бе слеп, и реша ему: даждь славу Богу…[578] Воздай славу Богу, потому что ты исцелен Им, а не Иисусом Христом.