Interpretation of the Gospel of John

Стихи 18–19… Дондеже возгласиша родителя того прозревшаго и вопросиша я, глаголюще: сей ли есть сын ваю, егоже вы глаголете, яко слеп родися?…[572] Обрати внимание на лукавство их. Они спрашивают строго, желая запугать родителей, чтобы отречение их бросило тень на самое чудо: егоже вы глаголете, яко слеп родися, т. е. говоря неправду, коварно притворяясь, желая доставить славу Иисусу Христу.

Стих 19… Како убо ныне видит?[573] Если он родился слепым?

Стихи 20–21. Отвещаста (же) им родителя его и реста: вемы, яко сей есть сын наю и яко слеп родися: како же ныне видит, не вемы, или кто отверзе ему очи, мы не вемы…[574] Так как им предложили три вопроса: их ли это сын, родился ли он слепым и каким образом он теперь видит, то на первые два они ответили утвердительно, а относительно того, каким образом он теперь видит, сказали, что они не знают, боясь иудеев, как это сейчас будет видно.

Стих 21… Сам возраст имать, самого вопросите, сам о себе да глаголет.[575] Поставив себя вне опасности, они направляют вопрос к исцеленному, как более их достоверному при таком расследовании.

Стих 22. Сия рекоста родителя его, яко боястася Жидов: уже бо бяху сложилися Жидове, да, аще кто Его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет.[576] Сложилися, т. е. сговорились, условились.

Стих 23. Сего ради родителя его рекоста, яко возраст имать, самого вопросите.[577] Опять евангелист повторяет то же самое, подтверждая этим, что родители из робости и боязни быть отлученными от синагоги сказали, что не знают, и таким образом всю тяжесть этой борьбы возложили на сына.

Стих 24. Возгласиша же вторицею человека, иже бе слеп, и реша ему: даждь славу Богу…[578] Воздай славу Богу, потому что ты исцелен Им, а не Иисусом Христом.

Стих 24… Мы вемы, яко Человек Сей грешен есть.[579] Когда Его нет, вы, нечестивцы, говорите так; а когда Он был и недавно спрашивал вас: кто от вас обличает Мя о гресе (Ин. 8, 46), то вы не могли ничего сказать, потому что истина заставила вас замолчать.

Стих 25. Отвеща убо он и рече: аще грешен есть, не вем: едино вем, яко слеп бех, ныне же вижу.[580] Слова: аще грешен есть, не вем — он сказал не потому, чтобы сомневался, но потому, что этим видом как бы хотел отвергнуть такую клевету сомневающегося. Дальше он яснее показывает это, говоря: вемы же, яко грешники Бог не послушает (ст. 31).

Стих 26. Реша же ему паки: что сотвори тебе; како отверзе очи твои?[581], Опровегнутые на всех пунктах и не достигнув ничего, они опять возвращаются к первому вопросу. Поэтому исцеленный, обличая их, отвечает без боязни, совершенно свободно.

Стих 27. Отвеща им: рекох вам уже, и не слышасте…[582] — вы не поверили.

Стих 27… Что паки хощете слышати…[583] Для чего вы опять желаете слышать?

Стих 27… Еда и вы ученицы Его хощете быти.[584] Словами: еда и вы…, показал, что сам он уже ученик, и смело заявил об этом, не боясь ярости их. Насколько сильна истина, делающая мужественными всех, которые избрали ее, хотя бы они были слишком боязливы, настолько же, наоборот, бессильна ложь, делающая робкими даже тех, которые были мужественными.

Стих 28. Они же укориша его и реша (ему): ты ученик еси Того, мы же Моисеовы есмы ученицы.[585] Но даже и не Моисеевы: если бы вы были учениками Моисея, то были бы учениками и Иисуса Христа. Аще бо бысте веровали Моисеови, сказал Иисус Христос, веровали бысте (убо и) Мне (Ин. 5, 46).