Interpretation of the Gospel of John

Стих 36. Отвеща он и рече: и кто есть, Господи, да верую в Него?[592] Воодушевился этот человек, как готовый уверовать, и хочет узнать, кто этот Сын Божий? Он еще не знал, Кто говорит с ним теперь.

Стих 37. Рече же ему Иисус: и видел еси Его, и глаголяй с тобою Той есть.[593] Видел еси Его не прежде, но теперь. И не сказал Иисус Христос: «Я Тот, Который открыл тебе глаза». Он желал показать готовность уверовать этого человека, как для пользы присутствовавших, так и посрамления тех, которые много слушали Его учение и видели много чудес, однако не уверовали еще. Услышав только слова: и глаголяй с тобою Той есть, — он тотчас уверовал, слова Иисуса Христа тотчас же тронули его душу, и, найдя ее доброй, подвинули к познанию и вере. Смотри:

Стих 38. Он же рече: верую, Господи. И поклонися Ему.[594] Поклонился и этим подтвердил, что уверовал.

Стих 39. И рече Иисус: на суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут.[595] Выше (Ин. З, 17) Иисус Христос сказал: не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови; но здесь под судом Он разумеет осуждение: «Для осуждения некоторых, — говорит Он, — Я вочеловечился». И поясняя эти Свои слова, Он прибавляет: да не видящии…, т. е. чтобы те, которые кажутся слепыми по уму, вследствие незнания Писаний, увидели свет истины, так как вера в Меня откроет их духовные глаза, — с другой стороны, чтобы те, которые считаются видящими, как знающие Писания, оказались невидящими, так как неверие закроет им внутренние их глаза. И здесь слово: да (ινα) нужно понимать не в смысле причины, так как Иисус Христос не для того пришел, да видящии слепи будут, но в смысле указания на то, что произойдет, именно — что не видящие смогут увидеть, а видящие ослепнуть, — как и выше об этом уже сказано было. Или: на суд Аз в мир сей приидох… сказано вместо: для различения, для разделения одних от других… чтобы стало очевидным для всех прозрение одних вследствие доброй воли и ослепление других вследствие злой.

Стих 40. И слышаша от фарисей сия сущии с ним и реша Ему:…,[596] т. е. те, которые иногда были с Ним, а иногда отставали, или же здесь разумеются просто те, которые случились в то время. Некоторые из фарисеев следовали за Иисусом Христом для того, чтобы смотреть и слушать, что Он делает и говорит.

Стих 40… Еда и мы слепи есмы?[597] Подобно тому как прежде они говорил: никомуже работахом николиже (Ин. 8, 33), и: мы от любодеяния несмы рождени (8, 41), так и теперь они обращали внимание на одно только чувственное и стыдились телесной слепоты. Поэтому и теперь спрашивают о ней, зная, что речь направлена к ним.

Стих 41. Рече им Иисус: аще бысте слепи были, не бысте имели греха…[598] именно — неверия; вы могли бы сказать в свою защиту, что не видели чудес.

Стих 41… Ныне же глаголете, яко видим…[599] Вы говорите это, но не Я. Если бы вы видели, то поверили бы тем чудесам, которые Я совершаю перед вами. Только вам так кажется, что вы видите, а на самом деле вы не видите, будучи ослеплены умом. Ум видит и ум слышит, а все остальное слепо и глухо, говорит пословица.

Стих 41… грех убо ваш пребывает,[600] остается без прощения, потому что, говоря, что видите, и не видя, вы самовольно ослепляете себя завистью и лукавством. Таким образом Иисус Христос показал, что телесное зрение, которым фарисеи так гордятся, само осуждает их. Вместе с тем Он утешал этим прозревшего слепца и еще более укрепил в нем веру. Но чтобы иудеи не сказали: «Не потому мы не верим в Тебя, что не видим, а потому, что Ты обольщаешь народ», — Иисус Христос показывает в притче, что Он не обольститель, а Пастырь. Сначала Он излагает признаки обольстителя и губителя, а затем Пастыря и Спасителя, чтобы по ним можно было узнать, обольститель ли Он, или истинный Пастырь.

ГЛАВА X

Стих 1. Аминь, аминь глаголю вам: не входяй дверьми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник.[601] Под дверью в переносном смысле мы разумеем здесь закон, или вообще Священное Писание, потому что оно приводило людей к Богопознанию, отнимало у еретиков и язычников возможность ходить по пути благочестия и охраняло народ от наветов диавола, — под двором разумеем заботу и попечение об овцах, а под овцами — израильтян, народ Божий: мы, говорит Давид, людие пажити Его, и овцы руки Его (Пс. 94, 7).[602] Значит, кто принимает на себя попечение о народе Божием не по Писанию, т. е. кто не пользуется им, управляет не согласно с ним, но приходит иначе, как бы перескакивает через эту дверь, или проламывает себе другой вход, тот не пастырь, а вор и разбойник: вор — потому, что хочет присвоить себе то, что не принадлежит ему, а разбойник — потому, что хочет погубить. Такого рода ворами и разбойниками были до пришествия Иисуса Христа — Иуда и Февда, а после — лжемессии, антихрист и все другие обольстители. Относится эта речь также к книжникам и фарисеям, которые, учаще учением, заповедем человеческим (Мф. 15, 9), нарушали закон. Видишь, как Иисус Христос изобразил вора, разбойника и обольстителя? Обрати же внимание и на признаки Пастыря.

Стих 2. А входяй дверьми пастырь есть овцам. Таков и Сам Иисус Христос, потому что Он пользовался Писаниями и действовал согласно с ними. Если же Он и совершал дела в субботу, то это были дела Божии, а закон запрещал только дела человеческие, или житейские.

Стих 3. Сему дверник отверзает…[603] Привратником, в переносном смысле, был Моисей, которому Бог вверил закон. Моисей открывает дверь Иисусу Христу, как истинному Пастырю, и допускает Его к заботе об овцах, потому что знает Его. Он написал: Того послушайте (Втор. 18, 15).