Interpretation of the Gospel of John

Стих 14. Аз есмь пастырь добрый… Но почему же иудеи не сказали Иисусу Христу, как прежде: Ты о Себе Сам свидетельствуеши (Ин. 8, 13)? Потому что тогда они услышали ответ, заставивший их молчать и на будущее время.

Стих 14… И знаю Моя… по предведению, как Бог. И Моисей сказал: позна Господь сущих Его (Числ. 16, 5; 2 Тим. 2, 19), — и апостол Павел тоже: не отрину Бог людий Своих, ихже прежде разуме (Рим. 11, 2).

Стих 14… И знают Мя Моя…,[622] по соображениям своего разума. А узнали Иисуса Христа люди из свидетельства Иоанна Крестителя, из собственных Его дел и из свидетельства Бога Отца, о чем выше уже не раз говорилось. Затем, чтобы показать, что знание Его весьма отлично от знания людей, Иисус Христос сравнил Свое знание со знанием Отца, говоря:

Стих 15. Якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца…[623] Знание разумеет здесь Он по природе, о котором и в одиннадцатой главе Евангелия от Матфея (ст. 27) сказано: никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын.

Стих 15… И душу Мою полагаю за овцы, т. е. оставляю ее, умираю за овец, потому что они — Мои; а обольститель никогда не пожелал бы умереть за тех, которых он обольстил.

Стих 16. И ины овцы имам, яже не суть от двора сего…,[624] т. е. закона Моисеева. Иисус Христос говорит здесь о язычниках.

Стих 16… И тыя Ми подобает привести…[625] собрать под свое пастырство.

Стих 16… И глас Мой услышат…, послушают, будут повиноваться.

Стих 16… И будет едино стадо…, составленное из иудеев и язычников.

Стих 16… (И) един Пастырь… тех и других, Иисус Христос.

Стих 17. Сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю…[626] Любит за то, что Я умираю за овец Своих, а значит — и Его, — за то, что также человеколюбив, как и Он. Речь идет о Домостроительстве Божием, но указывает вместе с тем и на равенство Иисуса Христа с Богом Отцом. Но неужели прежде Отец не любил Его? Конечно, любил как Сына, как возлюбленного, как исполняющего волю Его. Сам же Отец сказал о Нем: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф. 3, 17). Но об этой любви, как всем известной, Иисус Христос учил прежде как в других местах, так и в тех, где Он говорил: Отец бо любит Сына (Ин. 5, 20); а теперь Он говорит о любви к Нему Бога Отца за то, что Он умирает за людей.

Стих 17… Да паки прииму ю.[627] И здесь греческий оборот с ινα (да) означает не цель, а только имеющее произойти следствие. Не для того только Иисус Христос полагает душу Свою, чтобы опять принять ее; но Он полагает ее за мир, а принимает ее для того, чтобы показать, что Он — Бог.

Стих 18. Никтоже возмет ю от Мене…[628] против Моей воли, т. е. никто не предал бы Меня смерти, если бы Я не пожелал.

Стих 18… Но Аз полагаю ю о Себе…[629] добровольно, как Человеколюбец. Словами этими Иисус Христос указывает на Свою крестную смерть и Воскресение из мертвых.