Сын Человеческий

- Истинно, истинно говорю вам, - сказал в ответ Иисус, - увидите небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих на Сына Человеческого.

Он не произнес слова "Мессия", однако выражение "Сын Человеческий" было им понятно; оно означало, что новый Учитель - Тот, Кого все давно с нетерпением ждали.

Скорее всего, эти простосердечные люди решили, что найденный ими Царь скрывается лишь до поры до времени, но придет час, и вокруг Него сплотятся смелые люди, силы небесные возведут Его на престол, а они, узнавшие Христа, стяжают славу в мессианском Царстве...

Итак, на Север Иисус пришел уже не один, а в сопровождении приверженцев.

Примечания.

* Т.е. голосом глашатая, вестника.

1 Ис40:3.

2 См.: Кумранский устав, VIII, 12-14.

** См. Иер 31:31-40

3 Книга Тайн, 8-11.

4 Мф3:4; Мк1:6; св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88; св.Епифаний. Панарион, 30. См. также славянскую версию "Иудейской войны" Иосифа Флавия, II,2. Назореями, или назиритами, назывались в древности лица, которые посвящали себя Богу и давали обет воздерживаться от вина и не стричь волос. (См.Числ6:1-21; Суд13.) С названием г.Назарета (евр.Ноцерат) слово "назорей" (назирит) не имеет ничего общего.

5 Флавий И. Иудейская война, II,8. О связи Иоанна с ессеями см.: еп.Михаил (Чуб). Иоанн Креститель и община Кумрана. - ЖМП, 1958, N 8; Daniegrave;lou J. Jean-Baptiste, tegrave;moin de lAgneau. Paris, 1964, p.42.

6 Мишна, Песахим, VIII,8.

*** Слово "тевила", - по-гречески означает погружение, омовение; по-русски оно обычно переводится как крещение.

7 Мф3:7-9. Здесь игра слов "банайя" и "абнайя" - сыновья и камни.

8 Мф3:6.

9 Мф3:8, 3:10.

10 Флавий И. Арх. XVIII,5,2.

11 Лк3:10 сл.

**** Собирая имперскую подать, мытари обычно наживались за счет населения.

12 См. славянскую версию "Иудейской войны" Флавия, II,2. Присутствие ессея на Совете было вполне возможным. Некоторые из них жили в городах и пользовались влиянием. Ирод покровительствовал им. Одного из ессеев, Менахема, он даже сделал главой раввинского Совета (Флавий И. Арх. XV,10,5; Мишна, Хагига, II,2).