Сын Человеческий

2 См.: Кумранский устав, VIII, 12-14.

** См. Иер 31:31-40

3 Книга Тайн, 8-11.

4 Мф3:4; Мк1:6; св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88; св.Епифаний. Панарион, 30. См. также славянскую версию "Иудейской войны" Иосифа Флавия, II,2. Назореями, или назиритами, назывались в древности лица, которые посвящали себя Богу и давали обет воздерживаться от вина и не стричь волос. (См.Числ6:1-21; Суд13.) С названием г.Назарета (евр.Ноцерат) слово "назорей" (назирит) не имеет ничего общего.

5 Флавий И. Иудейская война, II,8. О связи Иоанна с ессеями см.: еп.Михаил (Чуб). Иоанн Креститель и община Кумрана. - ЖМП, 1958, N 8; Daniegrave;lou J. Jean-Baptiste, tegrave;moin de lAgneau. Paris, 1964, p.42.

6 Мишна, Песахим, VIII,8.

*** Слово "тевила", - по-гречески означает погружение, омовение; по-русски оно обычно переводится как крещение.

7 Мф3:7-9. Здесь игра слов "банайя" и "абнайя" - сыновья и камни.

8 Мф3:6.

9 Мф3:8, 3:10.

10 Флавий И. Арх. XVIII,5,2.

11 Лк3:10 сл.

**** Собирая имперскую подать, мытари обычно наживались за счет населения.

12 См. славянскую версию "Иудейской войны" Флавия, II,2. Присутствие ессея на Совете было вполне возможным. Некоторые из них жили в городах и пользовались влиянием. Ирод покровительствовал им. Одного из ессеев, Менахема, он даже сделал главой раввинского Совета (Флавий И. Арх. XV,10,5; Мишна, Хагига, II,2).

13 Название Бетавара (Вифавара, ср. Суд7:24) означает "Место переправы", а Бетания (Вифания), как этот поселок назван в древнейших рукописях Ин, означает "Место корабля" (или лодки) - Ин1:28. Не смешивать с Вифанией (Бетани), которая находилась около Иерусалима: название ее, по-видимому, означает "Дом бедняка".

14 См.: Ин18:15. Очевидно, Креститель выделял Андрея и Иоанна из числа своих учеников; см.: Ин1:38.

15 См.: Втор18:15. Об этом пункте иудейской эсхатологии см.: Трубецкой С. Учение о Логосе в его истории. М., 1906, с.282-284.

16 Флавий И. Арх. XVIII,5,2.

17 Ин1:19сл.; Лк3:16-17; Мф3:11-12.

18 Мф8:14-15. Согласно Лк, мать Иоанна была родственницей Девы Марии, из чего можно было бы предположить, что Предтеча знал Христа с детства. Но этому противоречат слова пророка: "я не знал Его" (Ин1:31). По-видимому, родители Иоанна умерли рано и, возмужав в пустыне, он не был знаком с Сыном Марии. Во всяком случае, слова "я не знал его" показывают, что пророк, если даже и слышал об Иисусе, в Его мессианскую тайну посвящен не был.

19 Ин1:32-34.