Сын Человеческий

- Воздай славу Богу. Мы знаем, что Человек тот - грешник.

- Грешник ли Он, я не знаю. Одно знаю, что слеп был и теперь вижу.

- Что Он сделал тебе? Как открыл тебе глаза?

- Я уже сказал вам, - ответил находчивый иерусалимлянин, - и вы не слушали. Почему снова хотите услышать? Не хотите ли и вы сделаться Его учениками?

- Ты ученик Его, а мы - Моисеевы ученики! - закричали в досаде книжники. - Мы знаем, что Моисею говорил Бог, а об Этом мы не знаем, откуда Он.

- Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он открыл мне глаза. Мы знаем, что грешников Бог не слушает, но, если кто боится Бога и волю Его творит, того слушает. От века не было слышно, чтобы кто открыл глаза слепорожденному. Если бы не был Он от Бога, не мог бы творить ничего.

- Во грехах ты весь родился, и ты учишь нас! - окончательно вышли из себя фарисеи и выгнали его вон. Узнав об этом, Иисус нашел исцеленного и спросил:

- Веруешь ли ты в Сына Человеческого?

- Кто Он, Господи, чтобы я уверовал в Него?

- И видел ты Его, и Говорящий с тобою - Он.

- Верую, Господи! - ответил тот, склоняясь перед Иисусом.

Это событие поколебало, однако, и некоторых фарисеев. То, что странный Учитель обладал такой силой, не могло быть случайностью. Откуда же тогда у Него подобный дар? Они решили вступить с Иисусом в беседу и услышали суровые слова:

- На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели и видящие стали слепы.

- Неужели и мы слепы? - спросили фарисеи.

- Если бы вы были слепы, не имели бы греха. Ныне же вы говорите: "мы видим". Грех ваш пребывает.

В самом деле, они считали себя стражами Предания и Завета, преемниками великих отцов: Симона, Абталиона и Гиллеля. Они верили, что Дух Божий помогает им давать точнейшее толкование Торы, что Он и поставил их духовными пастырями Израиля. Но, упоенные чувством собственного превосходства, эти люди не смогли распознать живую Истину, пришедшую к ним в лице Иисуса Назарянина.

Между тем Он послан народу Божию как небесный Пастырь, непохожий ни на высокомерных книжников, ни на зелотского лжемессию.

Истинно, истинно говорю вам: Я - дверь овцам. Все, кто ни приходил до Меня, - воры и разбойники, но не послушали их овцы... Я - Пастырь добрый, Пастырь добрый душу Свою полагает за овец. Наемник, а не пастырь - тот, кому овцы не свои, видит, как волк приходит, и оставляет овец и бежит (и волк их похищает и разгоняет), потому что он наемник и нет ему дела до овец. Я - Пастырь добрый, и знаю Моих, и знают Меня Мои. Как знает Меня Отец, знаю и Я Отца; и душу Мою полагаю за овец. И другие овцы есть у Меня, не из этого двора, и тех Мне надлежит привести, и голос Мой они услышат, и будет одно стадо и один Пастырь17.

"Снова, - повествует евангелист Иоанн, - произошло разделение между иудеями из-за этих слов. Говорили многие из них: в Нем бес, и Он безумствует. Что Его слушаете? Другие говорили: это - слова не бесноватого. Может ли бес открывать глаза слепым?"

До середины декабря Иисус беспрепятственно приходил из Вифании в Храм, окруженный толпой учеников. Обычным местом, где они собирались, был притвор Соломонов у восточной стены. Однако в праздник Ханука произошло новое столкновение.

День этот всегда пробуждал воинственный дух народа, напоминая о победах Маккавея над язычниками**. Героические подвиги освободителей давали пищу мечтам, если не о Мессии, то по крайней мере о могучем вожде, который опрокинет власть Рима. Вот почему внимание опять было привлечено к Иисусу18. Его настойчиво стали спрашивать: