Современная культура: сатанизм или богоискательство

Что ныне называется классической музыкой? Эта музыка возникла в средние века. Не всегда это были сюиты, которые писались для придворных празднеств, по заказу Царей, князей и именитых людей. Была и народная музыка, которую исполняли менестрели, и она тоже дошла до нашего времени. Теперь классической музыкой называется то, что пережило века, что не уничтожилось временем. Лучшие произведения, которые действительно касались души, которые пробуждали в человеке прекрасные переживания. И как симфоническая музыка, так и произведения менестрелей, написанные для одного инструмента, чисто народная музыка. Они дошли до нашего времени и называются теперь классической музыкой. На них ориентируются, на них обращают внимание. И лучшее из того, что сейчас называют народной музыкой, когда-то, несомненно, станет классической. Времена идут, появились новые инструменты, в частности электронные: электрогитара, электроорган, и другие. Вот Вы как думаете, на гитаре играть - это грех или нет?

- Я думаю, что грех - увлекаться, грех, если игра на гитаре препятствует молитве. Вообще, чем-либо увлекаться в ущерб молитве или богоугождению - вот это грех. А в принципе перебирать струны, подбирать мелодии, я думаю, что это не грех.

- А на электрогитаре - грех играть или не грех?

- Наверное, тоже не грех. Какая разница?

- Вы очень точно подметили такой важный признак: то, что от молитвы не отвлекает, - это, в общем-то, не грех. Любой грех сразу же отражается на молитве человека. Любое наше увлечение, любое уклонение от Божиих путей проявляется в том, что молитва начинает рассеиваться мыслями, заботами, переживаниями об этих вещах, впечатлениями, которые мы получили. Если задета какая-либо страсть, греховные помыслы вошли в нашу душу - это сразу же начнет мешать молитве. Поэтому, если мы послушали страстную музыку, увидели страстное произведение искусства или страстный кинофильм, - это на молитве у нас всплывет. Если же мы можем, поиграв на гитаре, стать на молитву и молиться, и у нас ничего в голове не играет, думаю, что это не грех.

У старца Макария Оптинского была скрипочка, и он, уже даже будучи монахом, иногда на ней играл. Иногда у монахов в кельях мне приходилось видеть клавишные инструменты. Был такой старец Амвросий Балабановский, подвижник XX века, ученик оптинских старцев, он играл на фисгармонии. Клавишные инструменты, пианино используют все хоры, в том числе церковные. Как Вы думаете, на органе играть - грех?

- Думаю, что нет.

- А на электрооргане, синтезаторе, ударных инструментах?

- А чем электроорган отличается от органа? А ударные инструменты, как мы уже упоминали, использовались в ветхозаветные времена при богослужении.

- А что такое рок-музыка? Это электрогитара, электроорган и ударные вместе. Что же получается: на всем по отдельности играть не грех, а вместе - грех? Современные инструменты сами по себе не греховны. Греховным может быть то, что на них исполняется. Больше надо смотреть на тексты, на переживания, которые возбуждает музыка. Существует, например, секс-музыка, она вызывает страстные блудные переживания - несомненно, она греховна. Но есть современная музыка, которая вызывает прекрасные, высокие переживания. Например, есть такие группы, которые на современных инструментах исполняют классические произведения. Это очень интересно, красиво, по-новому звучит. Диапазон звучания электроинструментов гораздо шире и глубже, чем у классических инструментов. Получается, что электронная музыка как бы расширила возможности музыкальной культуры, поэтому, опять-таки, всю современную музыку хаять и хулить нельзя. То, что дает человеку некоторое отдохновение, успокоение нервам - что же в этом плохого?

- Наверное, Вас часто спрашивают православные церковные родители, что им делать, если дети увлекаются рок-музыкой?

- Нужно уметь с большой мудростью подойти к этому вопросу, подобно тому, как апостол Павел начал проповедь в Афинах: По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны, ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "Неведомому Богу". Этого Бога, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам (Деян. 17; 22-23). Так же поступил свт. Николай Японский. Когда он приехал на проповедь в Японию, он мог бы объявить всю религию японцев сатанизмом, поклонением дьяволу, предать их анафеме, ходить сжигать кумирницы. А мог постараться изучить душу японского народа, его культуру, религию, найти в них какие-то здравые зерна и, исходя из этого, проповедовать христианство. Он так и поступил: так изучил их культуру, что японцы считали, что он лучше их знает литературу и историю их страны, а потом уже стал с ними разговаривать. В результате, когда он умер, тридцать тысяч японцев были православными. Начни же он говорить: "Все вы, японцы, сатанисты", и что? - много таких было проповедников...

Сейчас та же ситуация в России. Нельзя все отрицать: все вы сатанисты, единоборства ваши - сатанизм, , техника - сатанизм, искусство - сатанизм, наука - сатанизм, цивилизация - сатанизм, все - сатанизм. Это психология брежневских времен. Надо знать, кому что говорить. Если мы хотим рассказать людям о Боге, надо найти для каждого человека свой язык. Встретившись с Богом, открыв для себя богатство и глубину Православия, человек сам оставит свои заблуждения и увлечения. Так же нужно искать слова для современных молодых людей, и среди их культуры найти высокие и глубокие вещи.

Сын моего знакомого священника посещает рок-концерты. Его отец, являясь усердным, ревностным пастырем, не запрещает это делать. Увлечение рок-музыкой нисколько не мешает юноше регулярно посещать храм, поститься, причащаться и проводить благочестивую жизнь. Как бы ни запрещали рок-музыку, она все равно будет. Другое дело - куда эту культуру направить: на прославление Бога, на раскрытие лучших черт в человеке (а это вполне возможно) или, наоборот, на похуление, разрушение, низменные проявления. Это уже дело людей, дело разума человеческого.