Современная культура: сатанизм или богоискательство

- Интересно, что впервые молитвы прозвучали на сцене советского театра в первой и очень талантливой отечественной рок-опере "Юнона и Авось", которая чудом вышла в свет в 80-х годах и чудом не была запрещена. Причем создавали ее верующие люди и вполне сознательно вкладывали в нее большой социальный заряд. Перед спектаклем режиссер Марк Захаров и автор текста поэт Андрей Вознесенский пошли в храм, освятили три иконы и поставили их на гримировальные столики трех главных героев. Так что едва ли не впервые после революции Православие открыто стало присутствовать в российском искусстве именно в рок- опере. Один мой знакомый начал читать Библию потому, что цитаты из Священного Писания использовались в текстах его любимой рок-группы.

- Поколение русских рок-музыкантов, которое начинало, когда я еще был молодым, сейчас почти все - верующие православные люди; они открыто говорят, что их музыка являлась поиском Бога, и они нашли Его. Например, создатель группы "Ария" Андрей Большаков (сейчас он не играет) - церковный православный человек. Лидер группы "Парк Горького" (старого состава) Алексей Белов - сейчас псаломщик в одном из московских православных храмов, а руководитель группы "Поющие гитары" - регент в одном из храмов.

Еще в одном храме недалеко от нас пономарит известный рок-музыкант Константин Кинчев, лидер группы "Алиса". В его песнях и раньше звучал поиск Бога, хотя православного человека при поверхностном взгляде стиль его группы мог бы отпугнуть. Мне известна история обращения Константина к Богу, о чем мне подробно рассказывал его крестный - псаломщик одного из приходов, где я служил (сейчас он уже священник).

Константин всегда был ищущим человеком. Однажды они с группой гастролировали в Израиле. Играли больше ради искусства и, естественно, в результате остались совершенно нищими. Но, конечно, побывать в Израиле, на Святой Земле и не пойти ко Гробу Господню, наверное, ни один человек себе не позволит, тем более, человек русский. Они пошли всей группой ко Гробу Господню. И как Костя потом рассказывал, с ним там что-то произошло: он сердцем - ни умом, ни сознанием, а именно сердцем - понял, что Господь есть. Осознал, что Христос - не просто какая-то красивая легенда, сказка, что Он существует; и это коснулось его именно на Гробе

Господнем. Конечно же, возникла буря помыслов: как же теперь жить - нужно бросать музыку, бросать все, и тот образ жизни, который он вел. А как же жена, дети? Чем их кормить? В таком смятении он выходит из храма, и вдруг обо что-то спотыкается. Из песка вываливается бумажка в 20 шекелей. Это приличная сумма в Израиле. Я, - говорит Константин, - понял, что Господь поможет, во всем поможет. Они пошли и пообедали на эти деньги, а то у них и поесть было не на что.

Константин был крещен на московском подворье Оптиной пустыни одним из оптинских иеромонахов. Постепенно стал церковным человеком, и его музыка стала более глубокой. Один из последних его альбомов "Солнцеворот" - это хард-рок, в котором звучат чисто национальные, русские мотивы и в музыке, и в текстах. Он не очень приемлется современной музыкальной критикой. Некоторые прежние поклонники "Алисы" не понимают: "Почему Костя поет "мы - православные", мы-то далеко не все православные". А Константин так поет, потому что осознает себя православным, одним из наследников прекрасной культуры великого народа. И это не сценический имидж - Костя человек честный и очень искренний, настоящий русский поэт. Еще более глубок его альбом "Дурень".

Несколько лет назад город Кашин Тверской области отмечал свой юбилей. Мой друг священник о. Дмитрий, который там служил, был членом комитета по подготовке празднества. Он пригласил Константина с его группой выступить - они старые друзья. Администрация согласилась предоставить зал. Музыканты как раз исполняли композиции из своего будущего альбома "Солнцеворот". Потом был праздничный банкет и о. Дмитрий, и Константин были приглашены. Подходит официант - Костю все знали: "Костя, что Вы будете кушать?" - а шел Петровский пост. Костя говорит: "Батюшка, Вы благословите в честь праздника рыбку?" - "Да, конечно, сегодня праздник, и по уставу рыбу можно". Константин говорит: "Ну, вот, пожалуйста, что-нибудь постненькое, можно с рыбкой". Официант раскрыл рот: "Костя, Вы поститесь?.." - "Да, я православный человек, пощусь, хожу в храм, причащаюсь".

Константин Кинчев - удивительное явление российской рок-культуры: это вполне церковный, православный человек, зрело оценивающий свой жизненный путь, и, одновременно, рок-музыкант-профессионал. Его песни "Мы - православные", "Рождество", "Три дороги", "Дурак и солнце" и др. - это настоящая проповедь, в которой говорится о духовных вещах на языке хард-рока. Они в равной мере одухотворенны и профессионально сделаны. Думаю, если бы я услышал их, еще не будучи верующим, это было бы настоящим потрясением. Спаси Господи этого раба Божия за его творчество, которое вполне возможно и допустимо слушать православному человеку. Константин, как я уже говорил, пономарит в одном из храмов, бывает на всех праздничных богослужениях, а его дочь в этом же храме поет на клиросе. Не все это поймут. Но поклонники "Алисы" потихонечку вслед за Костей начинают робко переступать порог храма.

- Жаль, что пока не все ищущие рок-музыканты стали православными.

- Будем надеяться, что вставшие на путь поиска рано или поздно придут к искомому, поскольку всякий ищущий находит (Мф. 7; 8). Если послушать последние альбомы корифеев западной рок-культуры, людей, которые являются основоположниками рока - им сейчас по 50-60 лет - все чаще затрагивается тема веры, все чаще звучит имя tesus Christ.

Возвращаясь к отечественным музыкантам, вспомню, что когда в начале 90-х группа "Аквариум" выступала с концертом в Калуге, музыканты все вместе поехали в Оптину. Приезжал ко мне и бас-гитарист "Аквариума" Саша Титов, и мы с ним общались. Я тогда нес послушание чередного священника в Шамордино. Несколько дней он прожил у меня в келье, мы много и долго беседовали, гуляли по живописным окрестностям монастыря. Это ищущий, симпатичный, верующий человек. Молебны у меня пел в качестве требного певчего. Думаю, что и с Борисом, может быть, Господь все устроит. В его песнях есть не только богоискательство, но и глубокие православные прозрения, цитаты из псалмов. Рассказывают, что он был православным человеком, являлся крестным многих молодых людей, а потом отпал; возможно, его оттолкнуло чье-то непонимание. После этого Борис, к сожалению, опять, как и в юности, увлекся восточными религиями, хотя сохранил уважение к вере христианской. Думаю, что не все потеряно. Борис - русский человек, ищущий Бога.

Так что, относительно рок-музыки не так все просто, не так все плохо, как представляют некоторые. Господь первое чудо сотворил на браке. Я не думаю, что присутствующие на этом браке, напившись вина, пели исключительно религиозные песни. Господь, однако, это благословил и, когда пить стало нечего, из воды сделал вино.

- А, может быть, и на рок-концерты можно ходить?

- Обстановка рок-концерта для христианина вряд ли прилична. Сомневаюсь, что стоит в качестве отдыха ходить на рок-концерт... В нашем храме помогает в алтаре молодой человек, который играет на соло-гитаре в рок- группе. Я счел возможным, чтобы этот юноша к нам приходил и помогал. Он очень любит храм, очень ценит эту возможность и дорожит ею. С ним стали приходить в храм его друзья, и сейчас почти все музыканты его группы посещают храм и помогают у нас по праздникам. Как-то был рок-фестиваль в г. Раменское, и я спросил этого юношу: "Ну как, Леша, ты туда не поедешь?" - "Нет, я в таких местах не бываю, это совершенно для христианина неприлично. Люди ходят туда не музыку слушать, а "оттягиваться" и "балдеть". Много бесчинств, милиция делает, что хочет. Публика бросает бутылки, по голове может попасть".