Со святыми упокой

Но вот приближается давно притрепетно ожидавшийся час. Бедственные и малые дни, год от года понемногу сокращаясь, уже "исчезают подобно каплям дождевым"[3]. Церковь, имевшая попечение о каждом православном с момента его рождения, не может оставить его и в этот последний страшный час. В лице духовника умирающего она спешит к его одру и прежде всего прилагает старание о том, чтобы у умирающего не осталось на совести какого-либо неисповеданного греха, в особенности злобы к кому-либо из ближних. А затем духовник "от лица человека, с душою разлучающегося и не могущего глаголати", глаголет Канон молебный ко Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице, Матери Господней[4]. Уста умирающего молчат и язык не глаголет, но сердце вещает: Огнь бо сокрушения внутрь возгорается и гласы немолчными призывают прежде всего Матерь Господню[5]. Канон на исход души преисполнен этими вещаниями от сердца умирающего, который хорошо сознает, что "нощь смертная постиже (его) неготова, мрачна же и безлунна, препущающи неприготовлена к долгому оному пути страшному"[6]. По 6-й песни канона - кондак Великого канона, побуждающий душу умирающего воспрянуть, пока еще не поздно, как разбойник благоразумный в последний момент воздохнуть о своих грехах и воззвать ко Господу, да пощадит Христос Бог: "Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и нУжда ти молвити: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, Иже везде сый и вся исполнЯяй"[7]. За кондаком следует и икос того же Великого канона, утешающий трепещущую душу тем, что "Христова врачебница всем открыта", всем дана возможность очищать душу свою исповеданием грехов своих и Таинством Покаяния[8], что и сам диавол, видя эту "врачебницу… пострадав уязвися", и в сознании своего бессилия признается: "Убивает мя Вифлеемлянин, Иже везде сый и вся исполняяй"[9]. Все последование заканчивается молитвою от иерея, глаголемой на исход души, о разрешении ее от всяких уз, освобождения от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.

Чин на разлучение души от тела[10]

Кроме "Канона на исход души" в Большом Требнике и в "Иерейском молитвослове" есть другой умилительный канон[11], творение Андрея Критского, который входит в "Чин, бываемый на разрешение души от тела, внегда человек долго страждет". Большие страдания умирающего побуждают усилить молитву: душа долго страждущего молитвенно ищет помощи у всей Церкви - небесной и земной, призывает "ангельстии собори, и человецы вси христолюбцы"[12], "всех благочестиво в житии поживших", призывает "вси земнии концы совоздохнуть и соплакать". В особенности обращается она к добрым друзьям и знакомым, к возлюбленным братиям, просит их в "память еже к ним дружбы" молить Христа о ней, просит всех их явить благоутробие, оказать милосердие к ней, злосчастной и окаянной, ибо она верит в силу молитвы Церкви: "Если бы вси единем гласом провещали бысте к Владыце, тьмы избавили мя бысте". В конце Чина приводятся две молитвы: первая "о душе судимей", та самая, что и в "Каноне на исход души", только с некоторыми небольшими сокращениями. Вторая молитва - "О долго страждущем умрети" - нарочитая молитва. В ней прежде всего раскрывается та мысль, что смерть дана Господом как средство против развития зла. Неизреченною мудростию созданный от персти Адам был украшен образом Божиим и добрОтою и как честнОе и небесное стяжание предназначался к постоянному славословию и благолепию Божией славы и Царства, "но понеже заповедь преступи и Божия Его повеления, приим образ и не сохранив", и таким образом в свою богоподобную природу человек внес начало зла; "сего ради, да не зло безсмертное будет", Господь по человеколюбию лишил человека бессмертия по телу, установил разлучение души от тела, причем тело обращается в то, из чего образовано было, то есть в землю, а душа, вдохнутая Господом, возвращается к Нему и в определенном Им месте пребывает "даже до общего воскресения". Присутствуя теперь при таком разлучении души от тела одного из рабов Божиих, "долгостраждущего умрети", служитель Божий со смиренным сознанием своего личного недостоинства, но дерзновенно как представитель Церкви просит Господа разрешить сему рабу его нестерпимые болезни и содержащие его немощи горькие и упокоить его, "идеже праведных дуси". Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут (и должны) быть прочитаны у одра умирающего мирянином, разумеется, с соответствующей заменой возгласов и опущением молитвы, предназначенных для чтения только от иерея. И кроме положенных в богослужебных книгах канонов близким умирающего дОлжно молиться об отходящем брате. Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Слово на исход души и на Второе Пришествие // Святоотеческая христоматия (sic!) с биографическими сведениями о св. отцах - проповедниках Вселенской Церкви и с указанием отличительных черт проповедничества каждого из них (Пособие к изучению истории христианской церковной проповеди) / Сост. М. А. Поторжинский. Киев, 1911. С. 275-276.- Сост.^ См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 135.- Сост.^ Ср.: Канон на исход души. Песнь 1, тропарь 1.^ См. ниже: Приложение, с. 231-238.- Сост.^ См.: Канон на исход души. Песнь 6, тропарь 1.^ Ср.: Канон на исход души. Песнь 7, тропарь 1.^ Кондак по 6-й песни канона, творение прп. Андрея Критского.- Сост.^ Ср. с увещанием пред исповедью: "Пришел еси во врачебницу".^ Канон на исход души. По 6-й песни икос.- Сост.^ Сост. по изд.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 136-137.- Сост.^ См. ниже: Приложение.- Сост.^ Здесь и далее до конца главы приводятся цитаты из "Канона на разлучение души…".- Сост.^

Часть 2. Когда смерть уже наступила

При разлучении души нашей с телом "...предстанут пред нами с одной стороны воинства и Силы небесные, с другой - власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел... Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и в ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих; но и будучи принята святыми Ангелами, и под кровом их протекая воздушное пространство и вознесясь на высоту, она встретит различные мытарства [как бы некоторые заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины], кои будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к оному"[1]. Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в молитвах. Может быть, умирающий уже не слышит молитвословий, но, как при крещении младенца отсутствие у него сознания не умаляет благодатного действия Таинства, так и затухание сознания не препятствует спасению отходящей души по вере и молитве близких, собравшихся у его смертного одра.

Канон на исход души[2]

Но вот приближается давно притрепетно ожидавшийся час. Бедственные и малые дни, год от года понемногу сокращаясь, уже "исчезают подобно каплям дождевым"[3]. Церковь, имевшая попечение о каждом православном с момента его рождения, не может оставить его и в этот последний страшный час. В лице духовника умирающего она спешит к его одру и прежде всего прилагает старание о том, чтобы у умирающего не осталось на совести какого-либо неисповеданного греха, в особенности злобы к кому-либо из ближних. А затем духовник "от лица человека, с душою разлучающегося и не могущего глаголати", глаголет Канон молебный ко Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице, Матери Господней[4]. Уста умирающего молчат и язык не глаголет, но сердце вещает: Огнь бо сокрушения внутрь возгорается и гласы немолчными призывают прежде всего Матерь Господню[5]. Канон на исход души преисполнен этими вещаниями от сердца умирающего, который хорошо сознает, что "нощь смертная постиже (его) неготова, мрачна же и безлунна, препущающи неприготовлена к долгому оному пути страшному"[6]. По 6-й песни канона - кондак Великого канона, побуждающий душу умирающего воспрянуть, пока еще не поздно, как разбойник благоразумный в последний момент воздохнуть о своих грехах и воззвать ко Господу, да пощадит Христос Бог: "Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и нУжда ти молвити: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, Иже везде сый и вся исполнЯяй"[7]. За кондаком следует и икос того же Великого канона, утешающий трепещущую душу тем, что "Христова врачебница всем открыта", всем дана возможность очищать душу свою исповеданием грехов своих и Таинством Покаяния[8], что и сам диавол, видя эту "врачебницу… пострадав уязвися", и в сознании своего бессилия признается: "Убивает мя Вифлеемлянин, Иже везде сый и вся исполняяй"[9]. Все последование заканчивается молитвою от иерея, глаголемой на исход души, о разрешении ее от всяких уз, освобождения от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.

Чин на разлучение души от тела[10]

Кроме "Канона на исход души" в Большом Требнике и в "Иерейском молитвослове" есть другой умилительный канон[11], творение Андрея Критского, который входит в "Чин, бываемый на разрешение души от тела, внегда человек долго страждет". Большие страдания умирающего побуждают усилить молитву: душа долго страждущего молитвенно ищет помощи у всей Церкви - небесной и земной, призывает "ангельстии собори, и человецы вси христолюбцы"[12], "всех благочестиво в житии поживших", призывает "вси земнии концы совоздохнуть и соплакать". В особенности обращается она к добрым друзьям и знакомым, к возлюбленным братиям, просит их в "память еже к ним дружбы" молить Христа о ней, просит всех их явить благоутробие, оказать милосердие к ней, злосчастной и окаянной, ибо она верит в силу молитвы Церкви: "Если бы вси единем гласом провещали бысте к Владыце, тьмы избавили мя бысте". В конце Чина приводятся две молитвы: первая "о душе судимей", та самая, что и в "Каноне на исход души", только с некоторыми небольшими сокращениями. Вторая молитва - "О долго страждущем умрети" - нарочитая молитва. В ней прежде всего раскрывается та мысль, что смерть дана Господом как средство против развития зла. Неизреченною мудростию созданный от персти Адам был украшен образом Божиим и добрОтою и как честнОе и небесное стяжание предназначался к постоянному славословию и благолепию Божией славы и Царства, "но понеже заповедь преступи и Божия Его повеления, приим образ и не сохранив", и таким образом в свою богоподобную природу человек внес начало зла; "сего ради, да не зло безсмертное будет", Господь по человеколюбию лишил человека бессмертия по телу, установил разлучение души от тела, причем тело обращается в то, из чего образовано было, то есть в землю, а душа, вдохнутая Господом, возвращается к Нему и в определенном Им месте пребывает "даже до общего воскресения". Присутствуя теперь при таком разлучении души от тела одного из рабов Божиих, "долгостраждущего умрети", служитель Божий со смиренным сознанием своего личного недостоинства, но дерзновенно как представитель Церкви просит Господа разрешить сему рабу его нестерпимые болезни и содержащие его немощи горькие и упокоить его, "идеже праведных дуси". Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут (и должны) быть прочитаны у одра умирающего мирянином, разумеется, с соответствующей заменой возгласов и опущением молитвы, предназначенных для чтения только от иерея. И кроме положенных в богослужебных книгах канонов близким умирающего дОлжно молиться об отходящем брате. Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Слово на исход души и на Второе Пришествие // Святоотеческая христоматия (sic!) с биографическими сведениями о св. отцах - проповедниках Вселенской Церкви и с указанием отличительных черт проповедничества каждого из них (Пособие к изучению истории христианской церковной проповеди) / Сост. М. А. Поторжинский. Киев, 1911. С. 275-276.- Сост.^ См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 135.- Сост.^ Ср.: Канон на исход души. Песнь 1, тропарь 1.^ См. ниже: Приложение, с. 231-238.- Сост.^ См.: Канон на исход души. Песнь 6, тропарь 1.^ Ср.: Канон на исход души. Песнь 7, тропарь 1.^ Кондак по 6-й песни канона, творение прп. Андрея Критского.- Сост.^ Ср. с увещанием пред исповедью: "Пришел еси во врачебницу".^ Канон на исход души. По 6-й песни икос.- Сост.^ Сост. по изд.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 136-137.- Сост.^ См. ниже: Приложение.- Сост.^ Здесь и далее до конца главы приводятся цитаты из "Канона на разлучение души…".- Сост.^

Некоторые практические советы

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. (1 Сол. 4, 13-14) Если ваш родственник скончался дома, поспешите оправить его тело, чтобы оно лежало прямо. Если он умер, сидя в кресле или в полусидячем положении на постели, положите его на ровную поверхность - на кровать или на большой стол. Когда в дом христианина приходит смерть, волей-неволей человек вынужден сталкиваться не только с духовной ее стороной, но и с неизбежными организационными заботами. Необходимо собрать документы, которые полагается оформить по гражданским законам[1]. Если покойный не достиг преклонного возраста, вам придется вызвать участкового милиционера, который составит акт о том, что признаков насильственной смерти на теле усопшего не обнаружено. Нужно будет собрать необходимые медицинские справки: вызвать "скорую", которая засвидетельствует смерть, или же обратиться в районную поликлинику за справкой о смерти, в которой будет указана ее причина. В районном отделении ЗАГСа нужно будет получить свидетельство о смерти вашего родственника. Эти документы потребуются вам для дальнейшей организации похорон. Если ваш умерший родственник был пенсионером или ветераном, обратитесь в собес: там должны оказать организационную помощь или выдать материальную компенсацию за похороны. * * * Номер телефона бюро ритуальных услуг можно узнать в вашей районной поликлинике. Когда к вам придет агент из "Ритуала"[2] для того, чтобы обговорить все детали предоставляемых ими "услуг", постарайтесь решать эти вопросы как можно более вдумчиво, несмотря даже на постигшее вас горе. Во-первых, ритуальный агент вполне может предложить вам отпевание, совершаемое "их" священником. Вам вручат землю "после отпевания", потребуют деньги за "услуги", но может оказаться, что отпевание или вовсе не было совершено, или совершено заштатным или вообще запрещенным в служении священником. Для того чтобы не попасть в такую ситуацию, лучше сразу отказаться от подобной "услуги" ритуального агентства. Вторая проблема, с которой вы можете столкнуться, более характерна для региональных и провинциальных городов. При общении с агентом вам необходимо настоять на том, чтобы тело усопшего в нужный день и в нужное время привезли в храм. Вам могут отказать в этом под различными предлогами[3], однако, чтобы не оставить по этой исключительно организационной причине вашего усопшего родственника без отпевания, лучше обратиться в другое ритуальное агентство, опять-таки настаивая на том, чтобы тело покойного привезли в храм для отпевания. Позвоните и придите в ближайший храм, расспросите священника о том, в какое время совершается отпевание и к скольким часам можно привозить усопшего. Отпевание будет длиться около часа или немногим более. Исходя из этого, планируйте время пользования транспортом при разговоре с ритуальным агентом. К сожалению, в некоторых городах из-за установленного ритуальными агентствами очень жесткого "графика" услуг[4] лишь малая часть усопших привозится в церковь. Однако это не повод опускать руки и лишать вашего родственника христианского погребения. Сегодня в некоторых городах при православных храмах создаются собственные похоронные службы. Их сотрудники - верующие люди - знают, как проводить усопшего в последний путь в соответствии с церковными канонами. Они помогут и с выбором похоронных принадлежностей, с оформлением необходимых документов, с организацией самих похорон и церковного отпевания, а также с чтением Псалтири по усопшем. Узнайте заблаговременно, есть ли в вашем городе церковная похоронная служба, действующая с благословения правящего архиерея. Согласно статье 47 Гражданского кодекса РФ, на органы ЗАГС возложена регистрация смерти граждан РФ - с обязательной регистрацией смерти в книге ЗАГС и с последующей выдачей родственникам умершего свидетельства о смерти. Регламент выдачи свидетельств о смерти, их регистрации в актовой книге ЗАГС и проч. регистрационные действия подробно рассмотрены в Федеральном законе РФ "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 (статьи 67-68). В большинстве случаев основанием для выдачи свидетельства о смерти органом ЗАГС является медицинское свидетельство о смерти. Оно оформляется в морге (или в поликлинике) на основании: паспорта умершего, амбулаторной карты умершего, полиса медицинского страхования, паспорта заявителя.- Сост.^ Ритуальное агентство должно иметь официальный специализированный статус, дающий право работать в данной области. Прибывший к вам агент должен иметь при себе удостоверение работника с фотографией, указанием Ф. И. О., названием организации; прейскурант цен с печатью и подписью; каталог с цветными фотографиями оказываемых ритуальных услуг; все необходимые бланки и квитанции с угловым штампом ритуальной службы, круглой печатью и штампом "оплачено".- Сост.^ Агентство должно предупредить вас о возможности бесплатного захоронения усопшего. При этом все "услуги" сводятся почти к нулю, а о доставке покойного в храм для отпевания не может быть и речи. Поэтому большинство людей пользуется платными услугами ритуальных агентств.- Сост.^ Одна из главных причин этого - желание подобных фирм потратить как можно меньше времени, отрабатывая полученные деньги.- Сост.^

Омовение, одеяние и положение во гроб умершего

По смерти мирянина тело умершего омывается, по примеру христиан апостольских времен (см.: Деян. 9, 37), из уважения к умершему и из желания, чтобы он в чистоте предстал пред Лице Бога по воскресении. После омовения усопшего одевают в новые одежды: этим заранее указывается на новое одеяние нашего нетления (см.: 1 Кор. 15, 53). На умершего мирянина, одетого в новые и чистые одежды, полагают саван (пелены), белый покров[2]; он указывает на те белые одежды, в которые облачают по крещении, и потому знаменует, что умерший сохранил до конца жизни обеты, данные им при крещении. В руки мирянину полагают икону Спасителя в знак того, что он веровал во Христа, предал Ему душу, что он в жизни предзрел Господа пред собою и теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми. Когда наступит время полагать усопшего в гроб, тогда священник кропит святою водою тело умершего и гроб снаружи и внутри. "Если православные всё употребляемое ими даже в житейском обиходе освящают молитвою и окроплением святою водою, для чего в Требнике есть особая молитва на освящение всякой вещи, если есть особый чин на освящение земного жилища, а в последовании освящения воды святых Богоявлений ей испрашивается между прочим благодать... и на освящение домов, то так естественно очистить, освятить чрез окропление святою водою гроб, который будет для тела усопшего жилищем, домовиною до того момента, когда труба Архангела позовет его на Страшный Суд. И как при освящении нового дома окропляется не только дом, но и имевшие обитать в нем, так и здесь окропляется и самый гроб совне и изнутри, и влагаемое в него тело усопшего" - читаем у епископа Афанасия (Сахарова)[3]. Положение во гроб обычно бывает при чтении молитвословий: "Трисвятое", "Отче наш…" и пении стихир. На челе умершего полагается венчик. Умерший христианин украшается венцом, как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находятся изображения Господа Иисуса Христа, Богоматери и Предтечи с надписью: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас". Этим показывается, что окончивший свое земное течение надеется за свои подвиги получить венец только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи (см.: 2 Тим. 4, 7-8). Тело умершего покрывается церковным покровом в знак того, что умерший, как верующий и освященный Таинствами, находится под покровом Христовым, есть член Православной Церкви. * * * В прежние времена было не принято отвозить усопшего в морг, если он умирал в своем доме. Родственники омывали покойного, приглашали в дом священника для совершения необходимых обрядов и читали у гроба Псалтирь, проводя рядом с умершим последние дни до его погребения и живо ощущая его духовное присутствие. Этими заботами о теле покойного близкие отдавали последний долг любви своему усопшему. Сегодня, к сожалению, при наступлении смерти люди стараются "избавиться" от своего усопшего родственника, переложив заботы о нем на плечи работников морга и ритуальных агентств. Тем самым выполнение вышеуказанных церковных обрядов становится невозможным[4] . Лишь в редких глубоко церковных семьях сохранилось правильное отношение к смерти и своему христианскому долгу перед усопшим родственником[5] . Если вы отправляете покойного в морг, передайте туда и чистую одежду для его одевания, а забирая его оттуда, обязательно наденьте на усопшего нательный крест. Скорее всего, после пребывания в морге креста на нем не окажется. См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 752-755.- Сост.^ Сегодня погребальный саван с изображением на нем голгофского Креста можно приобрести в храмах и церковных магазинах. Там же приобретите погребальный крест, который нужно будет вложить в руки покойного накануне отпевания.- Сост.^ Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 141.- Сост.^ Отправка усопшего в морг или "трупохранилище" не является обязательной. В случае необходимости так называемую "заморозку" тела покойного можно произвести на дому, вызвав специалиста.Вскрытие усопшего является необходимым только в особых случаях (насильственная смерть, трагическая гибель в результате несчастного случая, смерть, наступившая по неизвестной причине, когда болезнь не была отражена в амбулаторной карте, смерть молодого человека, вызванная неизвестными обстоятельствами, и т. п.). Если же в смерти нет криминала, причина смерти очевидна и ход болезни отражен в амбулаторной карте, тогда во вскрытии нет необходимости.- Сост.^ Читая воспоминания о смерти христиан и погребении их по всем церковным традициям, видим, насколько продуманы и заботливо установлены любящей матерью Церковью все погребальные обряды. См., например: Соболева Н. М. О кончине отца Николая Голубцова // Москов-ский старец протоиерей Николай Голубцов. М., 2007. С. 181-216. (Готовится к изданию).- Сост.^

Что читать по усопшем