Со святыми упокой

Чин на разлучение души от тела[10]

Кроме "Канона на исход души" в Большом Требнике и в "Иерейском молитвослове" есть другой умилительный канон[11], творение Андрея Критского, который входит в "Чин, бываемый на разрешение души от тела, внегда человек долго страждет". Большие страдания умирающего побуждают усилить молитву: душа долго страждущего молитвенно ищет помощи у всей Церкви - небесной и земной, призывает "ангельстии собори, и человецы вси христолюбцы"[12], "всех благочестиво в житии поживших", призывает "вси земнии концы совоздохнуть и соплакать". В особенности обращается она к добрым друзьям и знакомым, к возлюбленным братиям, просит их в "память еже к ним дружбы" молить Христа о ней, просит всех их явить благоутробие, оказать милосердие к ней, злосчастной и окаянной, ибо она верит в силу молитвы Церкви: "Если бы вси единем гласом провещали бысте к Владыце, тьмы избавили мя бысте". В конце Чина приводятся две молитвы: первая "о душе судимей", та самая, что и в "Каноне на исход души", только с некоторыми небольшими сокращениями. Вторая молитва - "О долго страждущем умрети" - нарочитая молитва. В ней прежде всего раскрывается та мысль, что смерть дана Господом как средство против развития зла. Неизреченною мудростию созданный от персти Адам был украшен образом Божиим и добрОтою и как честнОе и небесное стяжание предназначался к постоянному славословию и благолепию Божией славы и Царства, "но понеже заповедь преступи и Божия Его повеления, приим образ и не сохранив", и таким образом в свою богоподобную природу человек внес начало зла; "сего ради, да не зло безсмертное будет", Господь по человеколюбию лишил человека бессмертия по телу, установил разлучение души от тела, причем тело обращается в то, из чего образовано было, то есть в землю, а душа, вдохнутая Господом, возвращается к Нему и в определенном Им месте пребывает "даже до общего воскресения". Присутствуя теперь при таком разлучении души от тела одного из рабов Божиих, "долгостраждущего умрети", служитель Божий со смиренным сознанием своего личного недостоинства, но дерзновенно как представитель Церкви просит Господа разрешить сему рабу его нестерпимые болезни и содержащие его немощи горькие и упокоить его, "идеже праведных дуси". Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут (и должны) быть прочитаны у одра умирающего мирянином, разумеется, с соответствующей заменой возгласов и опущением молитвы, предназначенных для чтения только от иерея. И кроме положенных в богослужебных книгах канонов близким умирающего дОлжно молиться об отходящем брате. Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Слово на исход души и на Второе Пришествие // Святоотеческая христоматия (sic!) с биографическими сведениями о св. отцах - проповедниках Вселенской Церкви и с указанием отличительных черт проповедничества каждого из них (Пособие к изучению истории христианской церковной проповеди) / Сост. М. А. Поторжинский. Киев, 1911. С. 275-276.- Сост.^ См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 135.- Сост.^ Ср.: Канон на исход души. Песнь 1, тропарь 1.^ См. ниже: Приложение, с. 231-238.- Сост.^ См.: Канон на исход души. Песнь 6, тропарь 1.^ Ср.: Канон на исход души. Песнь 7, тропарь 1.^ Кондак по 6-й песни канона, творение прп. Андрея Критского.- Сост.^ Ср. с увещанием пред исповедью: "Пришел еси во врачебницу".^ Канон на исход души. По 6-й песни икос.- Сост.^ Сост. по изд.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 136-137.- Сост.^ См. ниже: Приложение.- Сост.^ Здесь и далее до конца главы приводятся цитаты из "Канона на разлучение души…".- Сост.^

Некоторые практические советы

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. (1 Сол. 4, 13-14) Если ваш родственник скончался дома, поспешите оправить его тело, чтобы оно лежало прямо. Если он умер, сидя в кресле или в полусидячем положении на постели, положите его на ровную поверхность - на кровать или на большой стол. Когда в дом христианина приходит смерть, волей-неволей человек вынужден сталкиваться не только с духовной ее стороной, но и с неизбежными организационными заботами. Необходимо собрать документы, которые полагается оформить по гражданским законам[1]. Если покойный не достиг преклонного возраста, вам придется вызвать участкового милиционера, который составит акт о том, что признаков насильственной смерти на теле усопшего не обнаружено. Нужно будет собрать необходимые медицинские справки: вызвать "скорую", которая засвидетельствует смерть, или же обратиться в районную поликлинику за справкой о смерти, в которой будет указана ее причина. В районном отделении ЗАГСа нужно будет получить свидетельство о смерти вашего родственника. Эти документы потребуются вам для дальнейшей организации похорон. Если ваш умерший родственник был пенсионером или ветераном, обратитесь в собес: там должны оказать организационную помощь или выдать материальную компенсацию за похороны. * * * Номер телефона бюро ритуальных услуг можно узнать в вашей районной поликлинике. Когда к вам придет агент из "Ритуала"[2] для того, чтобы обговорить все детали предоставляемых ими "услуг", постарайтесь решать эти вопросы как можно более вдумчиво, несмотря даже на постигшее вас горе. Во-первых, ритуальный агент вполне может предложить вам отпевание, совершаемое "их" священником. Вам вручат землю "после отпевания", потребуют деньги за "услуги", но может оказаться, что отпевание или вовсе не было совершено, или совершено заштатным или вообще запрещенным в служении священником. Для того чтобы не попасть в такую ситуацию, лучше сразу отказаться от подобной "услуги" ритуального агентства. Вторая проблема, с которой вы можете столкнуться, более характерна для региональных и провинциальных городов. При общении с агентом вам необходимо настоять на том, чтобы тело усопшего в нужный день и в нужное время привезли в храм. Вам могут отказать в этом под различными предлогами[3], однако, чтобы не оставить по этой исключительно организационной причине вашего усопшего родственника без отпевания, лучше обратиться в другое ритуальное агентство, опять-таки настаивая на том, чтобы тело покойного привезли в храм для отпевания. Позвоните и придите в ближайший храм, расспросите священника о том, в какое время совершается отпевание и к скольким часам можно привозить усопшего. Отпевание будет длиться около часа или немногим более. Исходя из этого, планируйте время пользования транспортом при разговоре с ритуальным агентом. К сожалению, в некоторых городах из-за установленного ритуальными агентствами очень жесткого "графика" услуг[4] лишь малая часть усопших привозится в церковь. Однако это не повод опускать руки и лишать вашего родственника христианского погребения. Сегодня в некоторых городах при православных храмах создаются собственные похоронные службы. Их сотрудники - верующие люди - знают, как проводить усопшего в последний путь в соответствии с церковными канонами. Они помогут и с выбором похоронных принадлежностей, с оформлением необходимых документов, с организацией самих похорон и церковного отпевания, а также с чтением Псалтири по усопшем. Узнайте заблаговременно, есть ли в вашем городе церковная похоронная служба, действующая с благословения правящего архиерея. Согласно статье 47 Гражданского кодекса РФ, на органы ЗАГС возложена регистрация смерти граждан РФ - с обязательной регистрацией смерти в книге ЗАГС и с последующей выдачей родственникам умершего свидетельства о смерти. Регламент выдачи свидетельств о смерти, их регистрации в актовой книге ЗАГС и проч. регистрационные действия подробно рассмотрены в Федеральном законе РФ "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 (статьи 67-68). В большинстве случаев основанием для выдачи свидетельства о смерти органом ЗАГС является медицинское свидетельство о смерти. Оно оформляется в морге (или в поликлинике) на основании: паспорта умершего, амбулаторной карты умершего, полиса медицинского страхования, паспорта заявителя.- Сост.^ Ритуальное агентство должно иметь официальный специализированный статус, дающий право работать в данной области. Прибывший к вам агент должен иметь при себе удостоверение работника с фотографией, указанием Ф. И. О., названием организации; прейскурант цен с печатью и подписью; каталог с цветными фотографиями оказываемых ритуальных услуг; все необходимые бланки и квитанции с угловым штампом ритуальной службы, круглой печатью и штампом "оплачено".- Сост.^ Агентство должно предупредить вас о возможности бесплатного захоронения усопшего. При этом все "услуги" сводятся почти к нулю, а о доставке покойного в храм для отпевания не может быть и речи. Поэтому большинство людей пользуется платными услугами ритуальных агентств.- Сост.^ Одна из главных причин этого - желание подобных фирм потратить как можно меньше времени, отрабатывая полученные деньги.- Сост.^

Омовение, одеяние и положение во гроб умершего

По смерти мирянина тело умершего омывается, по примеру христиан апостольских времен (см.: Деян. 9, 37), из уважения к умершему и из желания, чтобы он в чистоте предстал пред Лице Бога по воскресении. После омовения усопшего одевают в новые одежды: этим заранее указывается на новое одеяние нашего нетления (см.: 1 Кор. 15, 53). На умершего мирянина, одетого в новые и чистые одежды, полагают саван (пелены), белый покров[2]; он указывает на те белые одежды, в которые облачают по крещении, и потому знаменует, что умерший сохранил до конца жизни обеты, данные им при крещении. В руки мирянину полагают икону Спасителя в знак того, что он веровал во Христа, предал Ему душу, что он в жизни предзрел Господа пред собою и теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми. Когда наступит время полагать усопшего в гроб, тогда священник кропит святою водою тело умершего и гроб снаружи и внутри. "Если православные всё употребляемое ими даже в житейском обиходе освящают молитвою и окроплением святою водою, для чего в Требнике есть особая молитва на освящение всякой вещи, если есть особый чин на освящение земного жилища, а в последовании освящения воды святых Богоявлений ей испрашивается между прочим благодать... и на освящение домов, то так естественно очистить, освятить чрез окропление святою водою гроб, который будет для тела усопшего жилищем, домовиною до того момента, когда труба Архангела позовет его на Страшный Суд. И как при освящении нового дома окропляется не только дом, но и имевшие обитать в нем, так и здесь окропляется и самый гроб совне и изнутри, и влагаемое в него тело усопшего" - читаем у епископа Афанасия (Сахарова)[3]. Положение во гроб обычно бывает при чтении молитвословий: "Трисвятое", "Отче наш…" и пении стихир. На челе умершего полагается венчик. Умерший христианин украшается венцом, как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находятся изображения Господа Иисуса Христа, Богоматери и Предтечи с надписью: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас". Этим показывается, что окончивший свое земное течение надеется за свои подвиги получить венец только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи (см.: 2 Тим. 4, 7-8). Тело умершего покрывается церковным покровом в знак того, что умерший, как верующий и освященный Таинствами, находится под покровом Христовым, есть член Православной Церкви. * * * В прежние времена было не принято отвозить усопшего в морг, если он умирал в своем доме. Родственники омывали покойного, приглашали в дом священника для совершения необходимых обрядов и читали у гроба Псалтирь, проводя рядом с умершим последние дни до его погребения и живо ощущая его духовное присутствие. Этими заботами о теле покойного близкие отдавали последний долг любви своему усопшему. Сегодня, к сожалению, при наступлении смерти люди стараются "избавиться" от своего усопшего родственника, переложив заботы о нем на плечи работников морга и ритуальных агентств. Тем самым выполнение вышеуказанных церковных обрядов становится невозможным[4] . Лишь в редких глубоко церковных семьях сохранилось правильное отношение к смерти и своему христианскому долгу перед усопшим родственником[5] . Если вы отправляете покойного в морг, передайте туда и чистую одежду для его одевания, а забирая его оттуда, обязательно наденьте на усопшего нательный крест. Скорее всего, после пребывания в морге креста на нем не окажется. См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 752-755.- Сост.^ Сегодня погребальный саван с изображением на нем голгофского Креста можно приобрести в храмах и церковных магазинах. Там же приобретите погребальный крест, который нужно будет вложить в руки покойного накануне отпевания.- Сост.^ Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 141.- Сост.^ Отправка усопшего в морг или "трупохранилище" не является обязательной. В случае необходимости так называемую "заморозку" тела покойного можно произвести на дому, вызвав специалиста.Вскрытие усопшего является необходимым только в особых случаях (насильственная смерть, трагическая гибель в результате несчастного случая, смерть, наступившая по неизвестной причине, когда болезнь не была отражена в амбулаторной карте, смерть молодого человека, вызванная неизвестными обстоятельствами, и т. п.). Если же в смерти нет криминала, причина смерти очевидна и ход болезни отражен в амбулаторной карте, тогда во вскрытии нет необходимости.- Сост.^ Читая воспоминания о смерти христиан и погребении их по всем церковным традициям, видим, насколько продуманы и заботливо установлены любящей матерью Церковью все погребальные обряды. См., например: Соболева Н. М. О кончине отца Николая Голубцова // Москов-ский старец протоиерей Николай Голубцов. М., 2007. С. 181-216. (Готовится к изданию).- Сост.^

Что читать по усопшем

После того как напутствованная и утешенная молитвами Церкви душа христианина оставила бренное тело, любовь собратий и заботы о ней Церкви не оканчиваются. "Изшедшей убо души от тела, абие [тотчас]" (конечно, после опрятания тела усопшего, после омовения его и облачения в погребальные одежды) "иерей начинает особое: нарочитое "Последование по исходе души от тела"".

Последование по исходе души от тела

Обычно первое моление со священником у тела только что скончавшегося - традиционная панихида,- другого мы ничего не знаем. Между тем последование по исходе души, предназначенное для одного исключительного случая, имеет исключительный строй, отличный от панихиды. Оно начинается заупокойной литией, то есть после иерейского начала следует "Трисвятое", "Отче наш…", тропари "Со духи праведных…" и сугубая заупокойная ектения. После возгласа - 90-й псалом и "абие поет или глаголет канон за представльшегося 8-го гласа", особый нарочитый канон[2], тогда как даже в чине погребения мирских человек полагается обычный субботний канон октоиха 6-го гласа. Как обычно на панихиде и молебне ирмосы в сем последовании не поются. По 3-й и 6-й песнях никакой ектении нет, потому не бывает и катавасий. По 6-й песни кондак и икос, по 9-й песни - вместо катавасии "Достойно есть…", "Трисвятое", "Отче наш…" и особый тропарь: "Един естеством сый Животворец..." с особым же богородичным: "Источник живота рождшая...". Как тропарь, так и богородичен употребляются только в этом последовании. Поются они на 6-й глас - глас скорби, на который вообще редко поются тропари. После богородична - "Господи, помилуй" 12 раз и особая, нигде более не повторяющаяся молитва о преставльшемся брате нашем. Затем предшествующие отпусту: "Премудрость", "Честнейшую...", "Слава Тебе, Христе Боже..." и отпуст: "Воскресый из мертвых…" и "Вечная память". Последование по исходе души от тела, как видно из изложенного, значительно короче последования обычной великой панихиды. Здесь нет ни "непорочных" с тропарями после них, ни псалма 50-го, седальнов, ни даже ектений, кроме одной в начале. Это потому, что Святая Церковь, считая необходимым вознести первое моление об усопшем абие, почти тотчас по исходе души от тела, вместе с тем входит в положение окружающих смертный одр, которые и в последние моменты, и в предшествующие часы, а иногда и дни пережили много и душевных страданий, понесли немало и физических трудов по уходу за больным. Да и сейчас они только что трудились, опрятывая усопшего. Надо дать отдых и душе и телу их. Поэтому Святая Церковь, как любвеобильная, заботливая мать, входящая во всякое положение своих чад, принимающая во внимание не только их душевные переживания, но и физические силы, не хочет задерживать еще надолго в бодрственном напряженном состоянии измученных и утомленных, и первое необходимое, неотложное моление у гроба сокращает насколько только возможно. Если последование по исходе души почему-либо не может быть совершено иереем, оно должно быть непременно прочитано чтецом Псалтири (то есть мирянином) прежде начала чтения самой Псалтири. Так указывается в старинных руководствах о чтении Псалтири над телом умершего. Разумеется, при этом все иерейские возгласы и действия должны быть соответственно заменены, как это вообще делается при совершении богослужения мирянами. Может быть совершено мирянином и каждение ручной кадильницей - что, к сожалению, у нас совсем забыто и исключено без всяких оснований из практики совершения молитв мирянами без иерея.

Чтение Псалтири и Священного Писания у гроба[3]

Непосредственно по окончании последования по исходе души от тела начинается при гробе усопшего чтение Священного Писания. Из глубокой первохристианской древности идет обычай читать или петь псалмы у гроба усопшего. По свидетельству Четьих миней, апостолы провели в псалмопении три дня при гробе Божией Матери. Постановления апостольские предписывают: "Погребая умерших, износите их с псалмами"[4]. У нас утвердился обычай при гробе архиереев и иереев, как нарочитых проповедников и служителей Евангелия, читать Святое Евангелие, а при гробе всех остальных усопших православных читать Псалтирь. Слово Божие живо и действенно, и оно острее паче всякого меча обоюдуостра, проникает в самую глубину души человеческой (ср.: Евр. 4, 12). Оно - огнь, попаляющий терние грехов и страстей[5]. Потому чтение его [слова Божия] всегда плодотворно, как для самих читающих, так и для тех, за кого и ради кого оно читается. Чтение его при гробе усопшего особенно благовременно и полезно в двух отношениях. С одной стороны, оно является сильнейшей помощью со стороны живущих душе умершего, которая в эти дни, по учению Православной Церкви, проходит страшные мытарства. С другой стороны, оно может служить одним из сильных утешений для живых, скорбящих о разлуке с дорогим усопшим, о своем сиротстве[6]. Чтение Псалтири или Евангелия при гробе прерывается неоднократным совершением панихиды. И на каждой "Славе" Псалтири возносятся особые заупокойные моления. Так, молитва об усопшем сплетается с чтением слова Божия. Так и первые христиане сплетали свои надгробныя моления с песнопением и чтением слова Божия. После погребения усопшего очень полезно продолжать чтение Псалтири по нему хотя бы до сорокового дня. По окончании кафизмы прочитывается молитва "Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди…", которая печатается в конце "Канона по исходе души от тела"[7].

Лития[8]

Когда все будет готово, тело усопшего приносится в храм. Пред вынесением его из дома совершается краткое заупокойное последование, почти соответствующее чину так называемой обычной литии[9], с небольшими, но характерными особенностями. Тогда как на литии непосредственно за возгласом ектении следует: "Слава Тебе, Христе Боже…", пред выносом тела из дома отпуст предваряется возглашением "Премудрость" и пением "Честнейшую…". В старину твердо соблюдался благочестивый обычай пред выходом из дома совершать так называемый семипоклонный начал, в состав которого входит "Достойно есть…", "Честнейшую..." и отпуст. Умерший собрался тоже выходить из дома, поэтому здесь и поется "Честнейшую...", отсутствующая на обычной литии. И самый отпуст здесь исключительный, нигде и никогда более не повторяющийся,- не обычный заупокойный "Воскресый из мертвых Христос истинный Бог…", а особый: "Живыми и мертвыми обладаяй Христос истинный Бог наш…". И наконец, как исключение из общего правила, на отпусте в данном случае, как еще и в конце всего последования погребения, возглашается и имя усопшего. См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 137-139.- Сост.^ См. ниже: Приложение.- Сост.^ См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 140.- Сост.^ См.: Постановления святых апостолов чрез Климента, епископа и гражданина Римского. Св.-Троиц. Сергиева Лавра, 2006. Кн. 6, гл. 30. С. 162; Кн. 8, гл. 42. С. 232.- Сост.^ Ср. ниже: рассказ иеросхим. Парфения о чтении им Святого Евангелия за одно близкое ему лицо.^ Следует ли читать Псалтирь при гробе усопшего в дни Пасхальной седмицы? Устав Церковный совсем отменяет в эту седмицу чтение псалмов… заменяя все опущенное пасхальными песнопениями. В монастырях, где "неусыпное" чтение Псалтири, оно совсем прекращается в Пасхальную седмицу. В соответствии с этим, может быть, на Пасху у гроба усопшего не следует читать Псалтирь, заменяя ее или чтением пасхального канона и пасхальных песнопений, повторяя их, или Святого Евангелия даже и у гроба мирянина, что в некоторых местах (на юге России) совершается иногда и не в пасхальное время (см.: Толковый Типикон. 1, 140).^ См. ниже: Приложение, с. 251.- Сост.^ Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 143-144.- Сост.^ "Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище" см. ниже: Приложение.- Сост.^