Со святыми упокой

После того как напутствованная и утешенная молитвами Церкви душа христианина оставила бренное тело, любовь собратий и заботы о ней Церкви не оканчиваются. "Изшедшей убо души от тела, абие [тотчас]" (конечно, после опрятания тела усопшего, после омовения его и облачения в погребальные одежды) "иерей начинает особое: нарочитое "Последование по исходе души от тела"".

Последование по исходе души от тела

Обычно первое моление со священником у тела только что скончавшегося - традиционная панихида,- другого мы ничего не знаем. Между тем последование по исходе души, предназначенное для одного исключительного случая, имеет исключительный строй, отличный от панихиды. Оно начинается заупокойной литией, то есть после иерейского начала следует "Трисвятое", "Отче наш…", тропари "Со духи праведных…" и сугубая заупокойная ектения. После возгласа - 90-й псалом и "абие поет или глаголет канон за представльшегося 8-го гласа", особый нарочитый канон[2], тогда как даже в чине погребения мирских человек полагается обычный субботний канон октоиха 6-го гласа. Как обычно на панихиде и молебне ирмосы в сем последовании не поются. По 3-й и 6-й песнях никакой ектении нет, потому не бывает и катавасий. По 6-й песни кондак и икос, по 9-й песни - вместо катавасии "Достойно есть…", "Трисвятое", "Отче наш…" и особый тропарь: "Един естеством сый Животворец..." с особым же богородичным: "Источник живота рождшая...". Как тропарь, так и богородичен употребляются только в этом последовании. Поются они на 6-й глас - глас скорби, на который вообще редко поются тропари. После богородична - "Господи, помилуй" 12 раз и особая, нигде более не повторяющаяся молитва о преставльшемся брате нашем. Затем предшествующие отпусту: "Премудрость", "Честнейшую...", "Слава Тебе, Христе Боже..." и отпуст: "Воскресый из мертвых…" и "Вечная память". Последование по исходе души от тела, как видно из изложенного, значительно короче последования обычной великой панихиды. Здесь нет ни "непорочных" с тропарями после них, ни псалма 50-го, седальнов, ни даже ектений, кроме одной в начале. Это потому, что Святая Церковь, считая необходимым вознести первое моление об усопшем абие, почти тотчас по исходе души от тела, вместе с тем входит в положение окружающих смертный одр, которые и в последние моменты, и в предшествующие часы, а иногда и дни пережили много и душевных страданий, понесли немало и физических трудов по уходу за больным. Да и сейчас они только что трудились, опрятывая усопшего. Надо дать отдых и душе и телу их. Поэтому Святая Церковь, как любвеобильная, заботливая мать, входящая во всякое положение своих чад, принимающая во внимание не только их душевные переживания, но и физические силы, не хочет задерживать еще надолго в бодрственном напряженном состоянии измученных и утомленных, и первое необходимое, неотложное моление у гроба сокращает насколько только возможно. Если последование по исходе души почему-либо не может быть совершено иереем, оно должно быть непременно прочитано чтецом Псалтири (то есть мирянином) прежде начала чтения самой Псалтири. Так указывается в старинных руководствах о чтении Псалтири над телом умершего. Разумеется, при этом все иерейские возгласы и действия должны быть соответственно заменены, как это вообще делается при совершении богослужения мирянами. Может быть совершено мирянином и каждение ручной кадильницей - что, к сожалению, у нас совсем забыто и исключено без всяких оснований из практики совершения молитв мирянами без иерея.

Чтение Псалтири и Священного Писания у гроба[3]

Непосредственно по окончании последования по исходе души от тела начинается при гробе усопшего чтение Священного Писания. Из глубокой первохристианской древности идет обычай читать или петь псалмы у гроба усопшего. По свидетельству Четьих миней, апостолы провели в псалмопении три дня при гробе Божией Матери. Постановления апостольские предписывают: "Погребая умерших, износите их с псалмами"[4]. У нас утвердился обычай при гробе архиереев и иереев, как нарочитых проповедников и служителей Евангелия, читать Святое Евангелие, а при гробе всех остальных усопших православных читать Псалтирь. Слово Божие живо и действенно, и оно острее паче всякого меча обоюдуостра, проникает в самую глубину души человеческой (ср.: Евр. 4, 12). Оно - огнь, попаляющий терние грехов и страстей[5]. Потому чтение его [слова Божия] всегда плодотворно, как для самих читающих, так и для тех, за кого и ради кого оно читается. Чтение его при гробе усопшего особенно благовременно и полезно в двух отношениях. С одной стороны, оно является сильнейшей помощью со стороны живущих душе умершего, которая в эти дни, по учению Православной Церкви, проходит страшные мытарства. С другой стороны, оно может служить одним из сильных утешений для живых, скорбящих о разлуке с дорогим усопшим, о своем сиротстве[6]. Чтение Псалтири или Евангелия при гробе прерывается неоднократным совершением панихиды. И на каждой "Славе" Псалтири возносятся особые заупокойные моления. Так, молитва об усопшем сплетается с чтением слова Божия. Так и первые христиане сплетали свои надгробныя моления с песнопением и чтением слова Божия. После погребения усопшего очень полезно продолжать чтение Псалтири по нему хотя бы до сорокового дня. По окончании кафизмы прочитывается молитва "Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди…", которая печатается в конце "Канона по исходе души от тела"[7].

Лития[8]

Когда все будет готово, тело усопшего приносится в храм. Пред вынесением его из дома совершается краткое заупокойное последование, почти соответствующее чину так называемой обычной литии[9], с небольшими, но характерными особенностями. Тогда как на литии непосредственно за возгласом ектении следует: "Слава Тебе, Христе Боже…", пред выносом тела из дома отпуст предваряется возглашением "Премудрость" и пением "Честнейшую…". В старину твердо соблюдался благочестивый обычай пред выходом из дома совершать так называемый семипоклонный начал, в состав которого входит "Достойно есть…", "Честнейшую..." и отпуст. Умерший собрался тоже выходить из дома, поэтому здесь и поется "Честнейшую...", отсутствующая на обычной литии. И самый отпуст здесь исключительный, нигде и никогда более не повторяющийся,- не обычный заупокойный "Воскресый из мертвых Христос истинный Бог…", а особый: "Живыми и мертвыми обладаяй Христос истинный Бог наш…". И наконец, как исключение из общего правила, на отпусте в данном случае, как еще и в конце всего последования погребения, возглашается и имя усопшего. См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 137-139.- Сост.^ См. ниже: Приложение.- Сост.^ См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 140.- Сост.^ См.: Постановления святых апостолов чрез Климента, епископа и гражданина Римского. Св.-Троиц. Сергиева Лавра, 2006. Кн. 6, гл. 30. С. 162; Кн. 8, гл. 42. С. 232.- Сост.^ Ср. ниже: рассказ иеросхим. Парфения о чтении им Святого Евангелия за одно близкое ему лицо.^ Следует ли читать Псалтирь при гробе усопшего в дни Пасхальной седмицы? Устав Церковный совсем отменяет в эту седмицу чтение псалмов… заменяя все опущенное пасхальными песнопениями. В монастырях, где "неусыпное" чтение Псалтири, оно совсем прекращается в Пасхальную седмицу. В соответствии с этим, может быть, на Пасху у гроба усопшего не следует читать Псалтирь, заменяя ее или чтением пасхального канона и пасхальных песнопений, повторяя их, или Святого Евангелия даже и у гроба мирянина, что в некоторых местах (на юге России) совершается иногда и не в пасхальное время (см.: Толковый Типикон. 1, 140).^ См. ниже: Приложение, с. 251.- Сост.^ Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 143-144.- Сост.^ "Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище" см. ниже: Приложение.- Сост.^

Перенесение тела в храм

"После отпуста краткого последования (литии) творит паки священник начало: "Благословен Бог наш…" и начинаем пети: "Святый Боже…", со страхом и всяким умилением, и вземше мощи (тело) усопшего, отходим во храм, предъидущим священником с лампады (с возженными свечами), диакону с кадильницею". Иерейское "Благословен Бог наш…" - это собственно начало самого "Последования исходного", как характерно в Требнике именуется последование отпевания, ибо это последование для брата нашего, исходящего из нашей среды, из этого мира. Оно и начинается как бы на ходу. С непрерываемым пением ангельской песни "Святый Боже…" переносится тело усопшего в храм. При этом, как и при перенесении тела из храма к могиле, у нас соблюдался раньше добрый обычай. Родственники и знаемые усопшего, а также и не знающие его встречавшиеся гробу православные, по чувству братской христианской любви к почившему собрату подавали в память усопшего милостыню священнослужителям, а эти последние совершали краткое поминовение усопшего, произнося заупокойную ектению и возглашая ему "Вечную память". Совершая последнее богослужение у гроба скончавшегося православного христианина, Святая Церковь не только имеет в виду вознести моление о прощении грехов его, но и почтить усопшего собрата в этот исключительный для него день, когда он становится центром внимания всего церковного собрания, как бы своего рода юбиляр или именинник[2], в последний раз усладить отходящего торжественной и умилительной службой в храме, где прежде "многажды вкупе свидохомся... и вкупе пояхом"[3]. Последование погребения - торжественная соборная служба. Тогда как в других последованиях, даже в последованиях Крещения, Брака, действует один иерей с диаконом, совершение погребения предполагается при участии целого сонма священнослужителей, если возможно, то и с архиереем во главе[4]. Не только при погребении взрослого "вземши мощи, отходим в храм предъидущим священником с лампады, диаконом с кадильницею"[5] "предъидущим священником, диаконом и всему клиру, миряном же последующим"[6] - даже и при погребении младенца, "вземше тело, идут по гробу предъидущим священником и диаконом"[7]. Весь этот сонм священнослужителей окружает гроб усопшего, как на юбилее окружают юбиляра собравшиеся почтить его. Около гроба, как бы около некоторой святыни, поставляются крестовидно подсвечники с возжженными светильниками. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи, как в великие праздники. Как при больших торжествах совершается обильное воскурение фимиама, причем всякое каждение начинается и оканчивается каждением тела мертвого,- честь, которая обычно воздается иконе праздника, чествуемой святыне и предстоятелю церковного собрания. Не случайно тело усопшего в большинстве случаев в последовании погребения именуется "мощами". Дорогие останки дорогого усопшего становятся как бы некоторой святыней. Они и действительно святыня, ибо неоднократно освящались Таинствами церковными. При перенесении тела усопшего из дома в храм и из храма к могиле ему предшествуют с кадильницами, как при встрече почетных лиц и перенесении святынь. Так чествует церковное собрание своего собрата. А в отношении окружающих гроб - последования погребений имеют в виду, насколько возможно, умерить их печаль, утешить их, приободрить, подвигнуть к тому, что наиболее нужно усопшему,- к молитве о нем и, наконец, самим им преподать обильное назидание. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 144-145.- Сост.^ Древние христиане день смерти называли днем рождения. Погребение совершается в один из ближайших дней ко дню смерти, как и именины чаще всего бывают в один из ближайших дней после рождения.^ Последование священнического погребения. Икос 2.^ Кийждо [каждый] от священников по чину своем близ умершаго творят возгласы после ектении. Архиерей или начальствующий иерей сам глаголет: "Вечная твоя память…".^ Последование исходное мирских человек.^ Последование отпевания усопших в Пасхальную седмицу.^ Чин погребения младенческого.^

Часть 3. Отпевание и погребение

"После отпуста краткого последования (литии) творит паки священник начало: "Благословен Бог наш…" и начинаем пети: "Святый Боже…", со страхом и всяким умилением, и вземше мощи (тело) усопшего, отходим во храм, предъидущим священником с лампады (с возженными свечами), диакону с кадильницею". Иерейское "Благословен Бог наш…" - это собственно начало самого "Последования исходного", как характерно в Требнике именуется последование отпевания, ибо это последование для брата нашего, исходящего из нашей среды, из этого мира. Оно и начинается как бы на ходу. С непрерываемым пением ангельской песни "Святый Боже…" переносится тело усопшего в храм. При этом, как и при перенесении тела из храма к могиле, у нас соблюдался раньше добрый обычай. Родственники и знаемые усопшего, а также и не знающие его встречавшиеся гробу православные, по чувству братской христианской любви к почившему собрату подавали в память усопшего милостыню священнослужителям, а эти последние совершали краткое поминовение усопшего, произнося заупокойную ектению и возглашая ему "Вечную память". Совершая последнее богослужение у гроба скончавшегося православного христианина, Святая Церковь не только имеет в виду вознести моление о прощении грехов его, но и почтить усопшего собрата в этот исключительный для него день, когда он становится центром внимания всего церковного собрания, как бы своего рода юбиляр или именинник[2], в последний раз усладить отходящего торжественной и умилительной службой в храме, где прежде "многажды вкупе свидохомся... и вкупе пояхом"[3]. Последование погребения - торжественная соборная служба. Тогда как в других последованиях, даже в последованиях Крещения, Брака, действует один иерей с диаконом, совершение погребения предполагается при участии целого сонма священнослужителей, если возможно, то и с архиереем во главе[4]. Не только при погребении взрослого "вземши мощи, отходим в храм предъидущим священником с лампады, диаконом с кадильницею"[5] "предъидущим священником, диаконом и всему клиру, миряном же последующим"[6] - даже и при погребении младенца, "вземше тело, идут по гробу предъидущим священником и диаконом"[7]. Весь этот сонм священнослужителей окружает гроб усопшего, как на юбилее окружают юбиляра собравшиеся почтить его. Около гроба, как бы около некоторой святыни, поставляются крестовидно подсвечники с возжженными светильниками. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи, как в великие праздники. Как при больших торжествах совершается обильное воскурение фимиама, причем всякое каждение начинается и оканчивается каждением тела мертвого,- честь, которая обычно воздается иконе праздника, чествуемой святыне и предстоятелю церковного собрания. Не случайно тело усопшего в большинстве случаев в последовании погребения именуется "мощами". Дорогие останки дорогого усопшего становятся как бы некоторой святыней. Они и действительно святыня, ибо неоднократно освящались Таинствами церковными. При перенесении тела усопшего из дома в храм и из храма к могиле ему предшествуют с кадильницами, как при встрече почетных лиц и перенесении святынь. Так чествует церковное собрание своего собрата. А в отношении окружающих гроб - последования погребений имеют в виду, насколько возможно, умерить их печаль, утешить их, приободрить, подвигнуть к тому, что наиболее нужно усопшему,- к молитве о нем и, наконец, самим им преподать обильное назидание. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 144-145.- Сост.^ Древние христиане день смерти называли днем рождения. Погребение совершается в один из ближайших дней ко дню смерти, как и именины чаще всего бывают в один из ближайших дней после рождения.^ Последование священнического погребения. Икос 2.^ Кийждо [каждый] от священников по чину своем близ умершаго творят возгласы после ектении. Архиерей или начальствующий иерей сам глаголет: "Вечная твоя память…".^ Последование исходное мирских человек.^ Последование отпевания усопших в Пасхальную седмицу.^ Чин погребения младенческого.^

Отпевание

Сегодня чаще всего тело усопшего привозят в храм утром, по дороге на кладбище, уже после окончания Божественной литургии. Однако в прежние времена гроб с телом почившего доставляли в храм Божий накануне вечернего богослужения. Всю ночь гроб находился в церкви, над ним продолжалось чтение Псалтири. Усопший последний раз пребывал на вечерне, утрене и Божественной литургии, когда все прихожане соборно молились о нем. Поэтому, если у вас есть возможность привезти гроб с телом покойного в храм накануне вечером, тогда кто-то из родственников может остаться в церкви и всю ночь читать Псалтирь над гробом усопшего. Если же родственники не в силах подъять такой подвиг, можно попросить об этом кого-нибудь из усердных прихожан - это дело благочестия и христианской любви, поэтому не надо пренебрегать участием в такой духовной милостыне. Очень хорошо, если родственники умершего смогут причаститься в этот день, укрепившись духовно и соединившись со Христом, Которого они будут умолять о вселении их близкого в райские обители. То же относится к 9-му и 40-му дням поминовения усопшего.

Кто лишается церковного отпевания[1]