Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

Отпевание женщин в притворах имеет свои основания в древней практике Церкви Греческой, где все вообще миряне отпевались в притворах. В Церкви Русской строгого применения такой практики не могло быть уже потому, что в древнейших русских, обыкновенно небольших, храмах особенных притворов внутри совсем не было, нет их, в большинстве случаев, и в храмах новой постройки. Хотя по правилу церковному (Дионисия Алекс. пр. 2) женщинам, находящимся в состоянии сорокадневного очищения от родов, воспрещается входить в церковь, но это запрещение не может распространяться на женщин, скончавшихся в период сорокадневного очищения. Таких женщин беспрепятственно можно вносить в храм для отпевания без предварительного прочтения над ними так называемой сороковой молитвы: закон об очищении женском относится к живым, а не к мертвым. Состояние очищения со смертью прекращается, а чтение сороковой молитвы над умершею в состоянии очищения, пред внесением ее в церковь для отпевания, было бы делом произвольным (Р.д.С.П. 1894 г., т. II, с. 362–364; подробнее 1904 г., №16).

Есть ли различие между выражениями: «упокой Господи душу раба Твоего» (припев на погребение), и «покой Господи душу усопших раб Твоих» (припев на панихидах по давно умершим)?

Нет никакого различия между этими выражениями, потому что как в погребальных чинах, так и в чине панихиды и литии по усопшем одинаково испрашивается у Господа умершим упокоение (см. молитвы, ектении и песнопения в погребальных чинах и в чине панихиды и литии об усопших). (Рук. д. с. п. 1885, №2, с. 50).

На малых ектениях, произносимых за упокой во время погребения, а также литий и панихид, «Господи, помилуй» должно петь по-трижды или по-дважды?

Малая заупокойная ектения состоит из приглашения к молитве «Паки и паки миром Господу помолимся» и трех прошений. Приглашение этой ектении сопровождается однократным пением «Господи, помилуй», а первое и второе прошения ее сопровождаются троекратным пением «Господи, помилуй», последнее же прошение сопровождается пением «Подай, Господи», что вполне ясно видно из указаний относительно этой заупокойной ектении, находящихся во всех чинопоследованиях погребения умерших. (См., напр., чины погреб. в Больш. Требн. Киевского изд.). К тому же, первое и второе прошения малой заупокойной ектении взяты из сугубой заупокойной ектении, а прошения сугубой ектении, как известно, сопровождаются троекратным пением «Господи помилуй» (Р.д.С.П. 1893 г. т. 2, стр. 80).

Как читать молитву «Боже духов»… и другие, положенные для чтения священнику, — громко, шопотом или «умом»?

Относительно молитвы «Боже духов»… в Типиконе (гл. 14) есть ясное указание, что она произносится «втай», а относительно других молитв Служебник и Часослов указывают, что священник «глаголет тихим гласом», «чтет тайно», «в себе моляся», «тайно глаголет, моляся в себе». Все это указывает, что молитвы должны быть произносимы или читаемы, но не громко, а так тихо, чтобы это было не слышно, было тайно от других предстоящих. Об «умной» же молитве здесь никаких нет указаний (Ц. Вестн. 1894, №49).

Можно ли при погребении мирян читать несколько евангелий, или должно в этом случае неуклонно следовать указанию Требника?

Чтение нескольких евангелий положено у нас церковным уставом только в чине священнического погребения. При погребении же мирян назначено одно евангелие. Отступать от указанного порядка, конечно, не должно (Р.д.С.П. 1886, №18).

Следует ли читать прощальную молитву, указанную в Требнике, вместо разрешительной молитвы, печатаемой на отдельном листе?

И разрешительная молитва, печатаемая на отдельном листе, и прощальная молитва, помещенная в Требнике, сходны между собою по содержанию, — только в первом более подробно содержатся те прошения, которые составляют содержание второй. Поэтому, гораздо лучше прочитывать разрешительную молитву вместо краткой прощальной молитвы требника, только в таком случае она должна быть прочитываема после возглашения вечной памяти, когда, по Требнику, положено читать молитву прощальную (Р.д.С.П. 1900 г., т. I,? 4, стр. 94–95).

Всем ли умершим следует читать разрешительную молитву, если ее должны быть лишены те, которые умерли без напутствия св. Таин?

Православная Церковь всегда смотрела и смотрит на клятву и запрещение, как на меры исправительные, а не карательные, применяя их к человеку лишь при жизни; а потому, Церковь никогда не останавливалась и не останавливается пред разрешением от клятвы и запрещения даже тяжких грешников на смертном их одре (Правила соборов — Анкирского 6, 22; Неокесарийского 2; I Никейского 13; Карфагенского 7; св. отцов — Василия В. 73, Григорий Нисского 2), и тем более — по смерти, если, конечно, сами наказуемые и отлучаемые от церковного общения не оказывались враждебно настроенными против Церкви и не отвергали в деле спасения ее руководительства.

Таким образом, если разрешительная молитва читается над умершим, «дабы», как выразился митроп. Московский Филарет, «подтвердить мир душе его против согрешений, может быть, случившихся после последнего покаяния, и дабы никто не сомневался, что он умер в общении с Церковью» (Собр. мн. и отвз., т. дополнит. с. 511–512); то, понятно, разрешительная молитва должна быть читаема при отпевании над всеми без исключения православными христианами (см. Р.д.С.П. 1860 г., №№11–12; 1862 г., №10; 1899 г., с. 356–358).