Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

Можно ли при погребении мирян читать несколько евангелий, или должно в этом случае неуклонно следовать указанию Требника?

Чтение нескольких евангелий положено у нас церковным уставом только в чине священнического погребения. При погребении же мирян назначено одно евангелие. Отступать от указанного порядка, конечно, не должно (Р.д.С.П. 1886, №18).

Следует ли читать прощальную молитву, указанную в Требнике, вместо разрешительной молитвы, печатаемой на отдельном листе?

И разрешительная молитва, печатаемая на отдельном листе, и прощальная молитва, помещенная в Требнике, сходны между собою по содержанию, — только в первом более подробно содержатся те прошения, которые составляют содержание второй. Поэтому, гораздо лучше прочитывать разрешительную молитву вместо краткой прощальной молитвы требника, только в таком случае она должна быть прочитываема после возглашения вечной памяти, когда, по Требнику, положено читать молитву прощальную (Р.д.С.П. 1900 г., т. I,? 4, стр. 94–95).

Всем ли умершим следует читать разрешительную молитву, если ее должны быть лишены те, которые умерли без напутствия св. Таин?

Православная Церковь всегда смотрела и смотрит на клятву и запрещение, как на меры исправительные, а не карательные, применяя их к человеку лишь при жизни; а потому, Церковь никогда не останавливалась и не останавливается пред разрешением от клятвы и запрещения даже тяжких грешников на смертном их одре (Правила соборов — Анкирского 6, 22; Неокесарийского 2; I Никейского 13; Карфагенского 7; св. отцов — Василия В. 73, Григорий Нисского 2), и тем более — по смерти, если, конечно, сами наказуемые и отлучаемые от церковного общения не оказывались враждебно настроенными против Церкви и не отвергали в деле спасения ее руководительства.

Таким образом, если разрешительная молитва читается над умершим, «дабы», как выразился митроп. Московский Филарет, «подтвердить мир душе его против согрешений, может быть, случившихся после последнего покаяния, и дабы никто не сомневался, что он умер в общении с Церковью» (Собр. мн. и отвз., т. дополнит. с. 511–512); то, понятно, разрешительная молитва должна быть читаема при отпевании над всеми без исключения православными христианами (см. Р.д.С.П. 1860 г., №№11–12; 1862 г., №10; 1899 г., с. 356–358).

Где должен стоять священник при чтении разрешительной молитвы над умершим: у головы ли покойника, или у ног его?

При отпевании взрослых покойников читается разрешительная молитва, изложенная не в просительной форме, обращенная к Богу, а к почившему: да сотворит чрез мене смиренного прощенно и сие по духу чадо и проч.; при отпевании же младенцев читается молитва, выраженная в форме просительной и обращенная прямо к Богу: Ты Сам, владыко Христе, душу раба Твоего младенца N приими с миром. Таким образом, из самого содержания и характера той и другой молитв видно, что первую священник должен читать, стоя у ног покойника или на стороне подле гроба и обратившись лицом к почившему, а вторую следует читать, стоя у головы младенца и обратившись лицом к алтарю, так как было бы неприлично читать ее, стоя спиною к праху младенца (Р.д.С.П. 1888 г., т. II, с. 99).

Для чего разрешительная молитва влагается в руку умершего?

По объяснению митроп. Моск. Филарета, разрешительная молитва в руке умершего служит внешним знаком того, что он умер в общении с Церковью, каковое удостоверение может оказаться потребным «на случай, если когда-нибудь откроют погребенное тело» (Собр. мн. и отз., т. дополнит., с. 512).

В какое время погребения следует сыпать землю на покойника?

Так как в Требнике под именем «гроба» разумеется не гроб в общепринятом смысле этого слова, а могила, то посыпание землею или пеплом из кадильницы и поливание елеем должно быть совершаемо по опущении гроба в могилу (Ц. Вестн. 1895 №17).

Должен ли священник, провожая покойника, иметь в левой руке крест со свечей, а в правой — кадильницу и читать на пути св. Евангелие, как это обыкновенно делается в Киевской, напр., епархии, или же следует провожать покойника без креста и св. Евангелия, только с одной кадильницей?