Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

Умерших, вероисповедание которых не известно, следует погребать так, как дозволяется православному священнику по нужде погребать инославных христиан, т. е. православный священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, провожает покойника до кладбища, где его и опускают в могилу при пении «Святый Боже» (Рук. д. с. П. 1877, №12; 1893, т. II, с. 79).

Где нужно ставить крест на могиле?

Христианский обычай ставить кресты на могилах умерших восходит к глубокой древности. На востоке он появился впервые около 3 века в Палестине и в особенную силу вошел после торжества Христовой веры при Константине Великом, который в этом отношении показал прекрасный пример своим подданным-христианам, поставивши на гробе св. ап. Петра крест из чистого золота, весивший 150 фунтов. Из Греции обычай украшать могилы крестом перешел вместе с святою верою и к нам русским. Устав св. Владимира уже подвергает церковному суду тех, которые «мертвецы сволочат, крест посекут». Но где именно нужно ставить крест над могилой — у ног покойника или же у изголовья, — на это в исторических памятниках нет определенных указаний. Нам кажется, что принятый обычай ставить крест над могилой у изголовья покойника наиболее соответствует религиозному значению намогильных крестов.

Крест над могилой христианина не должен быть рассматриваем, только как украшение, подобно другим разнообразным памятникам, воздвигаемым любовью близких родственников, друзей, почитателей. Он в гораздо большей степени есть знамение исповедания умершим веры в Иисуса Христа, крестом победившего смерть и призвавшего нас идти Его путем. Как всенародное знамение, крест Христов должен сиять преимущественно на челе верующего при жизни его и у изголовья над могилой по смерти. Отцы Церкви и древние церковные писатели убеждают не стыдиться креста Христова и открыто изображать его на себе, в особенности на челе, как на самой видной части тела. «Крестное знамение ежедневно начертывается на челе нашем, как бы на столбе» (Златоуст). «Чело наше будем увенчивать драгоценным и животворящим крестом» (Ефрем Сир.). «Знамение полагается на челе, как на месте стыда, чтобы мы не стыдились исповедывать распятого Христа, Который не стыдится называть нас братьями» (Амвросий Мед.). То же и у других. В катакомбах найдет стеклянный сосуд, на донышке которого сохранилось изображение молодого христианина с небольшим четвероконечным крестом на лбу. Не естественно ли отсюда и могилы христианские украшать животворящим крестом именно у изголовья покойника? В сочинении св. Ипполита римского «Об антихристе» говорится, между прочим, что антихрист «даст им (верующим, пред вторым пришествием Христа) знамение на правой руке и на челе, дабы никто не мог делать креста правою рукою на челе». Не должно ли, по чувству христианской любви к умершим, оградить и их могилы от посягательства антихриста водружением спасительного креста Христова над головою их, над челом? — Наконец, высказываемое нами мнение находит себе подтверждение отчасти и в древне-церковном предании о водружении воинами креста Господня на Голгофе именно в том месте, где покоилась глава прародителя нашего Адама. Это предание известно многим отцам и учителям Церкви, и отголосок его занесен был некогда в нашу богослужебную письменность. В старинных молитвах «над главою болящим» (XVI–XVII вв.) читаем: «на главном месте распятся Христос, взя болезнь главе… Христос истинный Бог наш, иже возложи честный и животворящий Крест Адаму на главу» (А. П. Голубцов — О елеосвящении. Приб. к Твор. св. от. 1888, кн. 3, с. 115). Основанное на Свящ. Писании (1 Кор. 15, 21–22; Рим. 5, 14–15) и освященное искусством церковной иконографии, часто изображающим у подножия креста Господня главу Адама, приведенное предание дает некоторое основание и для того, чтобы на могилах ставить крест именно у главы покойника (Рук. д. с. п. 1897, №16).

Некоторые особенности современной киевской богослуж. практики при совершении погребения.

1) При возлагании св.

Лик повторяет: аллилуйя, а иерей изливает из сосуда елей крестообразно на тело усопшего.

2) При опускании умершего в могилу поют тропарь (глас 8-й): «Земле, зинувши, приими от тебе созданного рукою Божиею прежде, паки же вовращшася к тебе рождшей: еже бо по образу Создатель приять, ты же приими тело твое».

3) По окончании трапезы после погребения умершего поют Богородичен (глас 6-й): «Спасай надеющыяся на Тя, Мати незаходимого солнца, Богородительнице: умоли молитвами Твоими преблагаго Бога упокоити, молимся, ныне преставльшагося, идеже упокоеваются праведных дуси, божественных благ наследника покажи, во дворех праведных, в память, Всенепорочная, вечную» (Р.д.С.П. 1886, №31).

Б) Последование исходное монахов

По какому чину отпеваются архимандриты?

По чину погребения монахов. Только архиереи отпеваются по чину священнического погребения. Архимандриты же и иеромонахи отпеваются так же, как и прочие монахи (Рук. д. с. п. 1889, №5).

При погребении монахов следует ли после отпуста трижды произносить: «вечная твоя память»… или это заменяется провозглашением: «во блаженном успении»… с пением «вечная память», или же, по совершении отпуста, не должно быть ни того, ни другого?

Слова «вечная твоя память»… произносимые иереем, «начальствующим при погребении», обязательно произносятся и при погребении монахов, при чем по троекратном возглашении этих слов певцы трижды поют «вечная память». Но не будет ничего непристойного (как почти повсеместно и делается при погребении мирских человек), если после слов настоятеля: «вечная твоя память»… иеродиакон возгласит усопшему «во блаженном успении», так что певцы ответят «вечная память» на это последнее возглашение, а не на слова настоятеля (Ц. Вест. 1898, с. 501).