Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

Г) Чин погребения младенческого

Что читать, когда священника приглашают прочесть «отходную» младенцу?

Если родители просят священника прочитать отходную младенцу, то священник может прочитать «Канон покойный над младенцем скончавшимся», полагаемый в «Чине погребения младенцев», но ни в каком случае «Канон молебный по Господу нашему Иисусу Христу… при разлучении души от тела всякого правоверного» (Р.д.С.П. 1886, №7).

Должно ли и законно ли совершать погребение по христианскому обряду над младенцем, крещение которого совершено повевальною бабкою или вообще мирянином, но не дополнено священником по случаю смерти младенца вскоре после рождения и крещения его повивальною бабкою?

Крещение, правильно совершенное мирянином, признается действительным: через такое крещение младенец вступает в Церковь Христову, делается истинным членом ее: следовательно, и по смерти своей не лишается права быть погребенным по обряду Православной Церкви (Рук. д. с. п. 1885 г., №48).

Нужно ли совершать каждение при отпевании младенцев? В чине младенческого отпевания употребления кадила не указывается.

Сообразно с значением при отпевании, знаменующего, по объяснению Новой Скрижали (ч. 4, гл. 20, § 4), умилостивительную жертву за лежащего, нет, казалось бы, оснований опускать каждение и при погребении младенческом (Ц. Вест. 1901, №24).

Следует ли при погребении младенцев читать несколько евангелий, как это вошло в некоторых местах в обычай?

Должно читать одно евангелие, как положено в Требнике.

При погребении младенцев, по 9-ой песне, какую ектению произносить?

В последовании погребения младенческого указано четыре раза произносить ектению: в первый раз — по 3 песне канона, во второй раз — по 6-й, в третий раз — по 9-й и в четвертый раз — пред отпустом. По 3-й песне канона не только указывается, но излагается и самый текст малой заупокойной ектении; ту же малую ектению предписывается произносить по 6-й песне канона и пред отпустом (см. Чин погреб. младенческого). Ясно, что и по 9-й песне канона разумеется та же малая ектения, т. е. заупокойная же, а не обыкновенная малая ектения. Если по 3 и 6 песне канона и пред отпустом малая заупокойная ектения сопровождается особенной молитвою («Господи Иисусе Христе Боже наш, родившихся от воды и духа» и пр.) и заканчивается возгласом: «Яко Ты еси Воскресение, живот и упокоение всех рабов Твоих» и т. д., то и по 9 песне канона малая упокойная ектения должна сопровождаться тою же молитвою и заканчивается тем же возгласом (Рук. д. с. п. 1887, №48).

Где стоять священнику при чтении разрешительной молитвы над погребаемым младенцем?

Разрешительную молитву над погребаемым младенцем священник должен читать, стоя у главы умершего и обратившись лицем к алтарю (Рук. д. с. п. 1888 г., т. II, с. 99. См. выше в «Последовании погребения мирских человек.

VIII.Поминовение усопших и панихида