Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

Следует ли при погребении младенцев читать несколько евангелий, как это вошло в некоторых местах в обычай?

Должно читать одно евангелие, как положено в Требнике.

При погребении младенцев, по 9-ой песне, какую ектению произносить?

В последовании погребения младенческого указано четыре раза произносить ектению: в первый раз — по 3 песне канона, во второй раз — по 6-й, в третий раз — по 9-й и в четвертый раз — пред отпустом. По 3-й песне канона не только указывается, но излагается и самый текст малой заупокойной ектении; ту же малую ектению предписывается произносить по 6-й песне канона и пред отпустом (см. Чин погреб. младенческого). Ясно, что и по 9-й песне канона разумеется та же малая ектения, т. е. заупокойная же, а не обыкновенная малая ектения. Если по 3 и 6 песне канона и пред отпустом малая заупокойная ектения сопровождается особенной молитвою («Господи Иисусе Христе Боже наш, родившихся от воды и духа» и пр.) и заканчивается возгласом: «Яко Ты еси Воскресение, живот и упокоение всех рабов Твоих» и т. д., то и по 9 песне канона малая упокойная ектения должна сопровождаться тою же молитвою и заканчивается тем же возгласом (Рук. д. с. п. 1887, №48).

Где стоять священнику при чтении разрешительной молитвы над погребаемым младенцем?

Разрешительную молитву над погребаемым младенцем священник должен читать, стоя у главы умершего и обратившись лицем к алтарю (Рук. д. с. п. 1888 г., т. II, с. 99. См. выше в «Последовании погребения мирских человек.

VIII.Поминовение усопших и панихида

Есть ли определенный срок, в течение которого умершие именуются новопреставленными?

Новопреставленными именуются обыкновенно до сорокового дня.

Как считать третий, девятый и сороковой дни от дня смерти известного лица: придерживаясь ли церковного счета времени, по которому с вечера начинается уже другой день, или — общеупотребительного гражданского, с двенадцати часов ночи?

У нас принято вести счет дней в указываемом случае так же, как и вообще в житейском быту, т. е. по гражданскому времясчислению: двенадцать часов ночи будет концом одного дня, и дальше пойдет счет времени уже другого дня.

Следует ли для торжественного поминовения, на поздней литургии, избирать воскресный день?

Дни воскресные, а также и праздничные, суть дни радости; поэтому, торжественное поминовение усопших, соединяемое с чтением заупокойного апостола и евангелия, поминаний на заупокойной ектении, с литией или панихидою после литургии, не подходит к светлому характеру праздничных дней. В эти дни допустимо лишь негласное поминовение на проскомидии (Рук. д. с. п. 1887, №16; 1890, №7). Митр. Московский Филарет, получив в субботу вечером известие о смерти своей любимой сестры, в воскресенье пишет письмо к родным, в котором говорит: «сегодня помянули мы почившую тайно, а завтра будет открытое поминовение» (Булгакова — Наст. кн. для св. — церк. служ., с.1269, примеч. 2).

О поминовении в воскресные и праздничные дни см. также I вып. Сборника, стр. 71–72, 111, 133, 185. Вообще на литургии — стр. 54–61, 68, 72–73, 81.