Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

Определенного правила о поминовении младенцев в нашей Церкви не существует. Но по особой просьбе родителей — отслужить литургию за усопшего младенца отказываться от этого священнику нет надобности; так поступил, напр., и всероссийский патриарх Иоаким, учивший, по просьбе царя Алексея Михайловича, распоряжение о поминовении умершей четырехлетней его дочери (Доп. к Ист. Акт., т. VIII, ст. 28). Точно также и в поминаниях мы одинаково записываем усопших — как взрослых, так и младенцев и молимся о младенцах наравне с взрослыми и на панихидах и на литургии.

д. (Рук. д. с. п. 1887, №8). Но зачем нужно поминать почивших младенцев, если они «небесною радостию в недрах Авраамлих радуются, находятся в ангельских светообразных местах?» — Затем же, зачем мы понимаем «почивших праотцев, патриархов, пророков, апостолов, евангелистов, мучеников и всех праведных, в вере скончавшихся». А зачем это делается, на что ответ читаем в Служебнике: «Словесная служба евхаристии приносится, якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Духа, во исполнение царствия небесного, в дерзновение еже к Богу, не в суд или во осуждение. Еще приносится, — здесь же читается, — словесная сия служба о иже в вере почивших праотцех… и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся… и о всех святых, ихже молитвами», — «посети ны, Боже». Та же цель поминовения святых указывается и в тайно-совершительной молитве литургии Василия Великого. Что это значит? — Конечно, то, что великая искупительная жертва заповедано приносить ее во все века, дондеже Господь вторым пришествием приидет, в воспоминание как Его Самого — и приносящего сию жертву, и приносимого в ней, и приемлющего, — так и всех прежде отшедших отцев и братий наших. Церковь воинствующая воспоминает при сем жертвоприношении (как и в прочих своих молитвах) Церковь торжествующую. Члены Церкви воинствующей суть члены единого тела Церкви, находящиеся пока еще в борьбе и подвиге земной жизни, тогда как члены Церкви небесной, будучи членами того же единого тела, уже кончили земную борьбу и в горних обителях, или восходят к небесной славе, или, если только возможна остановка в восхождении к ней, уже почивают в ее свете у престола единой Главы единой Церкви — Господа нашего. Поминая в приношении бескровной жертвы, как и в других молениях, Господа нашего Иисуса Христа, мы низводим на себя Его благодать. Поминая всех отшедших из сего мира праведных духов, восходящих к небесной славе, мы и им вспомоществуем в их восхождении общею молитвою Церкви воинствующей и от них взаимно, по их молитве, сподобляемся помощи и заступления. Не одни только прославленные святые Божии, но и все прежде отшедшие отцы и братия наши, в вере и надежде жизни вечные скончавшиеся, молятся за нас, равно как и от нас живых чают молитвы, особенно при возношении бескровной жертвы. Притча Спасителя о богатом и Лазарь дает мысль, что даже грешные, терзающияся в себе души могут вопиять к небу, как об облегчении своих собственных мук (отче Аврааме, помилуй мя…), так и о спасении своих ближних (Молю тя, отче, да послеши Лазаря в дом отца моего…) (Луки 16, 24, 27, 28), хотя и бесплодно, как показывают ответы Авраама тому же страждущему богачу, как у псаломоневца сказано: не мертвии восхвалять Тя, Господи, ниже вси нисходящия во ад. Во аде кто исповестся Тебе? Но другие, в мире и покаянии скончавшиеся, души, хотя и бессильны помогать самим себе, и потому нуждаются в наших молитвах, тем не менее за других, своих ближних и весь оставленный ими мир, не только могут молиться, но, конечно, и благоуспешно молятся.

Этою-то мыслью проникнут обычай Православной Церкви, по которому принято совершать панихиды над гробами людей, просиявших в жизни чистотою и праведностью, но еще не прославленных Богом: заупокойным их поминовением Церковь земная хочет и им оказать помощь в восхождении к небесной славе, и на себя привлечь их молитвы и благословение. Тот же самый смысл должна иметь заупокойная молитва и о младенцах. Они невинны, чисты, очищены в водах крещения, а сознательных грехов совершить не успели и в таком безгрешном состоянии отошли в горний мир, хотя и не успели еще оказать подвигов благочестия и утвердиться в добродетели; молясь о них, мы способствуем им в восхождении к горней славе, а между тем и взаимно привлекаем на самих себя молитвы и благословение их чистых душ.

Но молитва о почивших младенцах может иметь еще и другой характер. Ина слава солнцу, ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых, учит св. Апостол (1 Коринф. 15. 41–42). Отсюда ясно, что в небесной славе есть различные степени, в небесной жизни есть разные состояния. Из одной степени возможен восход к другой, из одного состояния выход в другое, высшее. Должно полагать, что состояние младенцев скончавшихся есть особое в своем роде состояние, что степень их блаженства в горних обителях не может быть из числа высших, так как они в жизни не боролись и не подвизались; но и в той степени должны быть свои высшие и низшие грани. Долго было бы раскрывать здесь все подробности учения об этом предмете, именно — как о загробном состоянии младенца, так и об отношении первородного греха, которому и они повинны, к таинству крещения и к тем остаткам ветхого человека, следы которого ясно видны во всяком возрожденном чрез крещение, не исключая опять же младенцев, — подробности, которые во все века затрудняли и затрудняют богословов, которыми особенно настойчиво занимались богословы средневековые, римско-католические. Только поставим на вид, что есть здесь наиболее положительного. Аз есмь Бог, вещает Господь, отдаяй грехи отцев на чаща до третьего и четвертого рода ненавидящих Мене (Исход. 22.5); отсюда ясно, что на детей переходят иногда не только грехи отцев, но и воздания за них. Кроме того, на детях может иногда лежать — и нередко лежит — клятва отцев, как лежала клятва Ноя на потомках Хама. Кроме того, всякий младенец, в беззакониях зачатый и во гресех рожденный, входя в баню крещения ветхим человеком, конечно, возрождается в человека нового, но так, однакоже, что жало греха начинает сказываться в нем тотчас по рождении, аще бы и един день жития его был на земли. Мы говорим: дитя невинно, дитя безгрешно, — но, конечно, только в том смысле, что оно бессознательно; — не грешить же совсем, хотя и бессознательно, хотя и невольно, оно не может, по греховной склонности человеческой природы. Грехи неведения, грехи невольные все же суть грехи, требующие очищения и прощения от Бога. Но о каком дитяти можно сказать, что оно не подлежит одной из этих без или даже всем им, что оно не подлежит каре за грехи отцев, или заклятию от кого-либо из своих предков, или примеси греховного яда, который и по возрождении в бане крещения быстро развивается в существе каждого из нас? Если же так, то можно ли колебаться в мысли, что молитва Церкви каждому почившему младенцу не только благотворна, пособляя ему возлетать к горней славе, но и нужна для очищения его пред всевидящим оком Божиим от всякия скверны плоти и духа, от всякого праотеческого и отеческого заклятия, от всякого возмездия за грехи прародителей и родителей? («Изв. по Каз. Еп.» 1875 г. №12. Свод указ. и замет., изд. «Паст. Собеседника», 366–369. Рук. д. с. п. 1896 г. №3. См. также I вып. Сборника, стр. 107).

IX.Молебны

Какой порядок совершения молебнов Богородице и святым?

Молебные пения вообще по своему составу сходы с утреней. Порядок совершения их изложен в «Книге молебных пений». Этого общего порядка должно держаться и при отправлении молебнов Богородице и святым. После начального возгласа «Благословен Бог наш», поется «Царю Небесный» (от Пасхи до Вознесения «Христос воскресе» трижды), читается «Трисвятое», «Отче наш» и псалом предначинательный. После «Отче наш» и псалма, произносится великая ектения, а за нею поются «Бог Господь» с тропарями (напр., тропарь Успению Божией Матери, или Казанской, или св. Николаю Чудотворцу и т. д., смотря по тому, кому молебен служится). После тропарей на «Бог Господь» читается псалом 50 «Помилуй мя Боже», и затем следует канон. Канон на молебне Богородице или кому-либо из святых поется тот, который полагается в честь их по Минеям на утрени. Так, напр., если служится молебен «Успению Божией Матери», то на этом молебне поется канон Успению Божией Матери по праздничной Минее; или, если отправляется молебен Иоанну Богослову, то на молебне ему поется канон по Минее месячной и т. д.; когда святому, которому служится молебен, в праздничной и месячной Минеях особого канона не положено, тогда поется канон по общей Минее тому лику, к которому принадлежит святой. Каноны, сообразно с своим содержанием, имеют особые припевы: в каноне Богородице припев «Пресвятая Богородице, спаси нас»; в каноне архистратигу Михаилу — «Святый архистратиже Михаиле, моли Бога о нас»; в каноне Св. Николаю Чудотворцу — «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» и т. д. При пении канона после 3-й и 6 песни бывают ектении. После 3-й песни полагается сугубая ектения «Помилуй нас, Боже», а по 6-й песне бывает малая ектения и по ней возглас — тот же, который положен на утрени по 6-й песне канона, «Яко Ты еси Царь мира». По 6-й песне канона читается евангелие, предшествуемое прокимном и другими молитвословиями, обычно предваряющими чтение евангелия на утрени. Евангельская зачала на молебнах Богородице и святым прочитываются те, которые полагаются на утрени в Богородичные праздники и некоторым святым, или — святому, которому служится молебен, не положено особого евангельского чтения. После чтения евангелия поются 7-я, 8-я и 9-я песни канона. По окончании канона — «Достойно есть»; в дни великих праздников вместо «Достойно есть» поется ирмос 9-й песни канона праздника. Далее читается «Трисвятое», «Отче наш», поется тропарь, и произносится ектения «Помилуй нас, Боже»; возлас — «Услыши ны Боже, Спасителю наш». Затем читается особая молитва к Богородице или святому. На молебнах Богородице обыкновенно читается молитва, находящаяся в конце акафиста Ей; на молебнах святым, которым составлены акафисты, также читаются молитвы, находящиеся в конце этих акафистов. После молитвы священник произносит обычный отпуст с крестом в руках. (Р.д.С.П. 1885, №48).

На молебнах «ко Господу Иисусу Христу» и «пред Нерукотворенным Образом Спаса» какой приличнее делать припев: «Иисусе, Сыне Божий помилуй нас», или «Иисусе Сладчайший, спаси нас», или «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»?

Приличнее делать припев: «Иисусе Сладчайший, спаси нас», потому что молебны «ко Спасителю» и «пред Нерукотворенным Образом Спаса» — просительные. А таков — и припев. Кроме того, этот именно припев напечатан и в «Каноне умилительном ко Господу нашему Иисусу Христу», что при акафисте «Сладчайшему». Припев же: «Иисусе, Сыне Божий помилуй нас» положен при чтении или пении собственно ирмосов акафиста Сладчайшему Иисусу, а потому его не приходится делать на молебне «ко Спасителю» и «пред Нерукотворенным Образом Спаса». Еще менее уместен на таких молебнах припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Когда нужно выразить благодарение Господу, то должно совершать особое молебное пение по «Книге молебных пений» под заглавием: «Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием», а не обычный молебен «ко Спасителю» или и «пред Нерукотворенным Образом Спаса» с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (Р.д.С.П. 1885, №5).

Если служится молебен трем святым, напр., св. Николаю, св. муч. Андрею и св. муч. Марии, то когда следует петь ”Слава и ныне» — после запева каждому святому или после запева всем трем святым?

В запевах знатоки церковной практики советуют обобщать святых одного чина, а в виду этого и «Слава ныне» должно петь после запева всем трем святым (Ц. Вест. 1894, №12).

Когда следует читать акафист на молебен?

По 6-й песне канона, после ектении, до чтения евангелия.

На молебнах во св. Пасху Типиконом (50 л.) положено читать евангелие от Луки, зач. 114, между тем некоторые священники читают на молебнах во св. Пасху первое воскресное евангелие от Матфея, зач. 116. На каком основании допускается это отступление от Типикона?