Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

На молебнах «ко Господу Иисусу Христу» и «пред Нерукотворенным Образом Спаса» какой приличнее делать припев: «Иисусе, Сыне Божий помилуй нас», или «Иисусе Сладчайший, спаси нас», или «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»?

Приличнее делать припев: «Иисусе Сладчайший, спаси нас», потому что молебны «ко Спасителю» и «пред Нерукотворенным Образом Спаса» — просительные. А таков — и припев. Кроме того, этот именно припев напечатан и в «Каноне умилительном ко Господу нашему Иисусу Христу», что при акафисте «Сладчайшему». Припев же: «Иисусе, Сыне Божий помилуй нас» положен при чтении или пении собственно ирмосов акафиста Сладчайшему Иисусу, а потому его не приходится делать на молебне «ко Спасителю» и «пред Нерукотворенным Образом Спаса». Еще менее уместен на таких молебнах припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Когда нужно выразить благодарение Господу, то должно совершать особое молебное пение по «Книге молебных пений» под заглавием: «Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием», а не обычный молебен «ко Спасителю» или и «пред Нерукотворенным Образом Спаса» с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (Р.д.С.П. 1885, №5).

Если служится молебен трем святым, напр., св. Николаю, св. муч. Андрею и св. муч. Марии, то когда следует петь ”Слава и ныне» — после запева каждому святому или после запева всем трем святым?

В запевах знатоки церковной практики советуют обобщать святых одного чина, а в виду этого и «Слава ныне» должно петь после запева всем трем святым (Ц. Вест. 1894, №12).

Когда следует читать акафист на молебен?

По 6-й песне канона, после ектении, до чтения евангелия.

На молебнах во св. Пасху Типиконом (50 л.) положено читать евангелие от Луки, зач. 114, между тем некоторые священники читают на молебнах во св. Пасху первое воскресное евангелие от Матфея, зач. 116. На каком основании допускается это отступление от Типикона?

Без сомнения, на основании следующего примечания к Следованной Псалтири: «подобает ведати: восхощет иерей молебное пение совершати во св. Пасху или в иный день светлыя седмицы, по 6 песни (пасхального канона), творить ектению, таже кондак и проча: сей день егоже сотвори Господь, возрадемся и возвеселимся в он. Исповедайся Господеви яко благ, яко в век милость Его (т. е. Произносить прокимен пред чтением евангелия). И евангелие от Матфея, зачало 116». - следованная Псалтырь, изд. Моск. 1862, л. 416 (Р.д.С.П. 1890, т. III, с. 479).

Какой молебен петь на поле, страдающем от нападения гусениц и кобылок?

В Требнике есть отдельное чинопоследование под заглавием: «Чин бываемый на нивах, или вертограде, аще случится вредитися от гадов или иных видов», — его и совершают в таком случае. В виду того, что правильное и точное разрешение данного вопроса для приходских пастырей очень важно, так как повреждение полей от гусениц, кобылок и проч. насекомых попущением Божиим — явление очень частое, православный же русский народ твердо убежден в истине непреложных слов Спасителя: «без Мене не можете творити ничесоже», и посему, прежде принятия мер, рекомендуемых наукой, обращается всегда к Богу, вся споспешествующему во благое и посылающему видимые бедствия грех ради наших для нашего испытания, — опишем, как нужно совершать молебствие в данном случае, пользуясь преимущественно Требником П. Могилы и установившейся практикой. «Подобает прежде совершати Божественную литургию и вжигати кандило святого Трифона, или св. Евстафия, или Иулиана ливийского, или обоих. Аще же несть икон тех святых, сие творить пред наместным образом храма», говорится в Киево-Могилянском Требнике. «По Божественней литургии взяти елей от кандилы и смешати с водою Богоявленскою; пришед же на место, иерей взем епитрахиль на себе, и начен обычно», говорится там же. На практике бывает так. Накануне моления правится всенощное бдение c присоединением служб упомянутым святым угодникам, память коих совершается св. Церковью: муч. Трифона 1 февраля, — муч. Евстафия — сентября 20 и Иулиана — октября 7; но так как упомянутые угодники Божии принадлежат к разряду свв. мучеников, то в большинстве случаев служение совершается по общей Минее — общее мученикам. Всенощное бдение служится с литиею и полиелеем в честь упомянутых святых мучеников. В самый день моления бывает литургия, на которой присоединяются на великой и сугубой ектениях прошения из Большого служебника «во время нужды и злоключения людей», прибавляя апостол зач. 167 (Корифянам) и ев. Марка зачало 51-е. Считаем не лишним привести глубокопрочувствованное моление, произносимое служащим священником на проскомидии при изъятии частиц из четвертой просфоры: «Господи, Иисусе Христе Боже наш, приими жертву сию во оставление грехов всех людей Твоих, и милостивно отврати от нас весь гнев Твой праведно движимый на ны, и вскоре яко благ изми нас от всех озлоблений и бед надлежащих нам». Причастен «избави, Боже, Израиля от всех скорбей его».

По окончании литургии, в предшествии хоругвей и св. креста, с преднесением местно чтимых икон. Крестный ход идет на поля, где в уготованном месте бывает моление по следующему чину, при чем на столе помещается св. Евангелие, крест, 5 благословенных хлебов и елей, освященные на всенощном бдении. Совершается малое водоосвящение по чину 1 августа и, по окончании его, самый «Чин, бываемый на нивах», в следующем порядке. По обычном начале читаются псалмы: 104 — «Исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его», заключающий в себе указание на милости Божии, явленные ветхозаветному Израилю, и 27 — «К Тебе, Господи, поззву», в котором выражается вера, что единственным спасением человека является Господь Бог. По прочтении псалмов поются тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» и пр. По окончании пения читает иерей молитву: «Господи, Боже наш, в начале создания Твоего сотворивый небо и землю», которая заканчивается чтением 67 псалма: «Да воскреснет Бог», после которого священник читает «заклинание святого мученика Трифона». В этой заклинательной молитве именем Св. Троицы, небесных бесплотных сил и св. угодников изгоняется от нив все вредящее им, а в следующей тайной молитве умоляется милосердие Божие скоро отвратит праведно наносимое прещение на ны грех ради наших «Взем же иерей священную воду с елеем кропит ею все место, глаголя: да отступят и исчезнут животная сия от места сего окроплением воды сия священныя во имя Отца и Сына и Св. Духа, аминь», говорится в Требнике. При этом на практике в святую воду вливается освященный за всенощным бдением елей, и этою водою с св. елеем окропляются поля; клир поет: «Подаждь утешение» и др. Песнопения (по Требнику П. Могилы). По возвращении крестного хода в храм произносится обычный отпуст, на коем воспоминаются свв. мученики Трифон, Евстафий и Иулиан со святым дня. Практика старейших и опытных пастырей рекомендует пред отпустом читать в храме «молитву молебную на всякую литию» коленопреклоненно и по отпусте возглашать обычные многолетия. Освященные хлебы раздробляются и раздаются предстоящим. — Свящ. Н. Богословский (см. Свод узаконений и заметок по вопр. паст. пр. с. 154–156). О заклинании св. Трифона есть исследования А. И. Алмазова — «Святые покровители сельскохозяйственных занятий». Одесса 1904. Отзыв об этой книге см. в Библ. Листке при нашем журнале за 1904 г. вып. 8–9.

Как совершать «Возследование молебное во время губительного мора скотов»?

В 34 гл. Дополнительного Требника киевского издания читаем: «Иерей первее повелевает людям оным, ихже скоты умирают, чинно от всех грехов исповедатися и поколику мощно милостыню нищим творити и день един прежде совершения возследования сего постити и в молитвах паче иных дней упражнятися. Сам же иерей, чистою совестию, верою твердою и единоденным постом вооружен сый и божественную литургию совершив, приходит на место, идеже скоты недужныя суть, и взем на себе епитрахиль, начинает обычно: Благословен Бог. Чтец же глаголет Аминь, Царю Небесный, Трисвятое, Отче наш, Господи помилуй 12, Слава и ныне, Приидите поклонимся трижды и псалом 69 Боже, в помощь мою вонми…

Посем взем иерей священную воду, кропить ею вся скоты, глаголя: Да угаснет и прогонима будет всякая болезнь и недуг, и все лукавое и бесовское действо от скотов сих, окроплением священня воды сея, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. И кропить все место, идеже скоты обитают, и сено, еже ящят, поя Богодичен: Призри на моление Твоих рабов Всенепорочная, и бывает отпуст обычный дневный. Подобает ведати, яко на всяк день сицевым скотом недужным в воду, егда напояют я, от воды священныя вливати потребно, и сено кропити, и соль благословенную священническою молитвою к ядению подавати, надежду имеюще на Господа, яко исцелит я, и будет тако» (изд. 1895 г., л. 106–107 об.).