Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

Где найти чин освящения восковых свечей?

Чина освящения восковых свечей нет в существующих и употребляющихся у нас требниках. Но в нашем журнале за 1886 г., т. III, №48 напечатан был следующий чин освящения восковых свечей, практикуемый священниками в некоторых местностях. Свечи полагаются на приготовленном среди храма столе; священник облачается в епитрахиль и фелонь. По обычном начале и возгласе на молитву Отче наш, клир поет песнь Свете тихий, а священник в это время кадит (крестообразно) лежащие на столе свечи и народ; затем возглашает: Господу помолимся и, после ответного от клира Господи помилуй, читает такую молитву: «Господи Боже сил, Иже вся добра зело сотворивый, очищаяй именем Твоим всякую скверну и нечистоту, и освящаяй вся! Сам и ныне, Владыко, прииди в настоящий час и освяти свещи сии Духом Твоим. Яко Ты еси освящение, и Тебе славу возсылаем Отцу, Сыну и Святому Духу ныне и присто и во веки веков». Потом священник трижды окропляет свечи св. водою, произнося: «Благодатию Пресвятаго Духа освящаются свещи сии во имя Отца и Сына и Святаго Духа». И засим отпуст. — Там же напечатана была и другая молитва на освящение восковых свечей, составленная применительно к 43 г. «Большого Требника» преосв.

Яко Ты еси благословляяй и освещаяй всяческая, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и благим животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь» (Р.д.С.П. 1892 г. т. III, с. 369).

В виду сказазанного в Новой Скрижали (II ч., VI гл., § 9) о благословении священных одежд — необходимо ли новыя священническия одежды, только-что сшитыя и еще не бывшия в употреблении, освящать по особому чину, или же эти одежды могут быть освящены чрез одно благословение священника пред телом, как ему облачаться в оныя?

Хотя священник всякий раз, когда только имеет облачаться в ту или другую одежду, предварительно благословляет и чрез это освящает ее, но отсюда не следует, чтобы и новые священнические одежды не были освящаемы по особому чину.

«Дополнительный Требник» в первый раз издан благословением Свят. Правит. Синода и освященного Арсения, митр. Киевского и Галицкого и напечатан в Киево-Печерской лавре в 1863 году (этот же Требник вошел потом в состав второй части «Малого Требника» Московск. изд.) «Новая же Скрижаль» преосвященного Вениамина в третий и последний раз при жизни самого автора ее была издана в 1810 году (abid., с. 371).

Как поступить с одеждою на престоле, пришедшею в ветхость?

Рекомендуем сжечь ее в церковной печи или на жаровне.

Надо ли совершать особый чин при возложении новой одежды на престоле?

Надо. В Дополнительном Требнике (гл. 13) есть и «Чин благословения индитий, или одежд и покрывал божественныя трапезы и жертвенника» (Киев. изд. 1895 г., л. 50).

Где приличнее находится антиминсу при переоблачении св. престола?

Его следует с благоговением перенести на жертвенник и положить там на блюде, возжегши свечу пред ним.

Б) Кладбищ. К вопросу: как освящать новоустрояемыя кладбища

В наших церковно-богослужебных книгах никакого чинопоследования на освящение новых кладбищ не полагается. Нельзя ли для освящения кладбищ пользоваться чином «благословения кимитира, сие сте кладбища», излагаемым в старинных униатских требниках?