Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

Рекомендуем сжечь ее в церковной печи или на жаровне.

Надо ли совершать особый чин при возложении новой одежды на престоле?

Надо. В Дополнительном Требнике (гл. 13) есть и «Чин благословения индитий, или одежд и покрывал божественныя трапезы и жертвенника» (Киев. изд. 1895 г., л. 50).

Где приличнее находится антиминсу при переоблачении св. престола?

Его следует с благоговением перенести на жертвенник и положить там на блюде, возжегши свечу пред ним.

Б) Кладбищ. К вопросу: как освящать новоустрояемыя кладбища

В наших церковно-богослужебных книгах никакого чинопоследования на освящение новых кладбищ не полагается. Нельзя ли для освящения кладбищ пользоваться чином «благословения кимитира, сие сте кладбища», излагаемым в старинных униатских требниках?

В этом чине находим следующее «Иерей, единым днем благословения кимитира деревянный (крест) на нем в возраст человека водрузивый», начинает обычно: «Благословен Бог наш» и т. д. «Приидите поклонимся» и псалом 50-й: «Помилуй мя Боже». Аллилуйя и ектения: «Миром Господу помолимся. О свышнем мире» и т. д. Потом: «О еже кимитиру сему благодатию Духа Святаго от всех сопротивных духов козний и многообразных обстояний свободитися, Господу помолимся». «О еже кимитиру сему Божественным пособством благополучное и совершенное очищение восприяти». «О еже кимитиру сему небесным благословением преименитое освящение даровати». «Заступи, спаси». «Пресвятую, Пречистую». Возглас: «Яко подобает». По скончании ектении, иерей обходит все место кимитира с кадильницею и кадит, певцем поющим: «Благословен еси, Господи», «Святых лик обрете источник жизни»… до конца. Также аллилуйя, и возвращаяся паки на место, иерей глаголет ектению заупокойную малую. Посем аллилуйя на 8-й глас и тропарь: «Тебе умоляем благоуветливаго Бога, упокой в лонех Авраамовых рабы Твоя, Христе, и яже к тебе преставляемыя от молвы житейския и зде погребенныя света вечнующаго сподоби, сих прегрешения презирая, яко благ». Слава, глас 3-й: «Егда словом Твоим предстанем безмездному Ти судищу, Господи, не посрами, иже в Тя верующих, Спасе наш; же молим Тя о всех праведных, Христе, и яже приимеши преставляемые упокой, един бо еси безгрешен». И ныне, Богородичен, глас 4-й: «Души преставлямых от привременных Тебе, Спасе, и зде погребаемыя упокой, яко бессмертен и всесилен и един человеколюбец: прости яко щедр, содеянныя ими и помилуй, милостиве, дело рук Твоих, молитвами Богородиц, едине человеколюбче». Прокимен глас 6-й: «Возводя окованныя мужеством такожде прогневающия, живущыя во гробех». Стих: «Бог в месте святем Своем, Бог вселяет единомышленныя». Апостол, Деяний, зачало 33-е: «Вам слово спасения сего послася… конец: иже ныне свидетелие Его людем». Евангелие: Иоанна, зачало 62-е: «Во время оно, моли Пилата Иосиф…» конец: «положиста Иисуса». «Господу помолимся, Господи помилуй». И молитва: «Боже, всего мира создателю, рода человеческого искупителю и всяких видимых и невидимых тварей управителю, молебным Тя гласом и чистым сердцем умоляем, еже сей кимитирион, в нем же рабов Твоих телеса, по прошествии скоротечном сего кратковременного жития, почивати имут, очистити, благословити и освятити… и еже Ти преставляемым телесем и на сем кимитире погребаемым и трубы архангела Твоего ожидающим веселие вечное водати благоизволиши; щедротами Единородного Сына Твоего»… «Мир всем, главы ваша господеви приклоните» и молитва вторая: «Боже, Его же милостию души верных упокоеваются, усердно молимтися, ангела Своего хранителя сему кимитиру пристави, и ихже зде телеса погребаются, души их от всех согрешений разреши… да сей кимитир сладким успением и упокоением отходящим телесем их и зде погребаемым будет… донелиже в великий день суда от гробов сии восстанут, и тако Тебе, приходящего Господа на судище с плодом добрых дел ускрести сподобятся. Яко Ты еси воскресение и живот» и т. д. За сим певцы поют: «Со духи праведных скончавшихся,” а иерей кропит водою все место, говоря: «Благословляется и освящается кимитир сей, окроплением воды сея освященныя во имя Отца и Сына и Св. Духа». Наконец, ектения заупокойная: «Помилуй нас Боже», отпуст и вечная память всем от века усопшим православным, по обычаю.

В этом чинопоследовании ничего нет противного духу веры и порядку богослужения Церкви Православной. А потому, в тех местах, особенно западного края России, где народу знаком этот чин, его можно употреблять, хотя в сущности он мог бы пригодиться и для других мест. Надобно только желать, чтобы этот чин был узаконен церковною властию. А пока священнослужители Великой и Малой России, где о помянутом чине никто не имеет понятия, могут хотя отчасти применяться к нему, употребляя для освящения нового кладбища служение панихиды и затем совершая на ней каждение кладбища во время «Благословен еси Господи» и проч., окропляя святою водою во время «Со духи праведных скончавшихси» и т. д. (Р.д.С.П. 1886, №5).

В) Домов

Где найти полный чин освящения нового дома с положенными на сей случай тропарями, молитвами, ектениями и пр.?

Полный чин освящения нового дома находится в «Дополнительном Требнике». Требник этот издается Киево-Печерскою лаврою как при Большом, так и при Малом Требнике, в виде приложения к тому и другому Требнику. Этот же «Дополнительный Требник» входит во вторую часть «Малого Требника» Московского изд. под названием: «Малый Требник в двух частях» (Рук. д. с. п. 1892, т. III, с. 369).

Можно ли совершать освящение дома по чину, имеющемуся в рукописи, очень нравящемуся прихожанам и не имеющему в себе ничего неправославного?

Не следует, так как все богослужение нашей Церкви совершается по книгам, напечатанным в синодальных типографиях, с благословения и разрешения Святейшего Синода (Ц. Вест. 1899, №6).