Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

При совершении панихид производятся редкие удары в один большой колокол, а при пении «Вечная память» — однократный звон во все колокола, при ударах в большой колокол «через край».

При совершении молебнов на многолетии производится троекратный звон на царское многолетие и однократный на прочие многолетия, так чтобы каждому тройному «Многие лета» соответствовал отдельный однократный звон.

В воскресные дни (под понедельник) следует ли вершать вечерню со входом или не следует?

1) В воскресные дни, случающиеся накануне великих праздников (со бдением) отправляется великая вечерня в соединении с утренею, на этой вечерне полагается совершать «вход». 2) В день св. Пасхи (и во всю пасхальную седмицу), в неделю (Воскресение) ап. Фомы, в воскресные дни, в которые случается самые двунадесятые праздники, а также в воскресные дни (от недели ап. Фомы до недели мясопустной), случающиеся накануне тех праздников, в которые на утрени поется «полиелей», отправляется великая вечерня отдельно от утрени; на этой вечерне также бывает «вход». 3) В воскресные дни сырной недели, 1, 2, 3, 4, 5 Великого поста и в неделю Ваий отправляется вседневная вечерня «со входом». 4) В прочие воскресные дни года, не случающиеся накануне праздников с полиелеем или бдением, также отправляется вседневная вечерня, но без «входа». 5) Малая вечерня совершается только пред бдением, которое начинается вечернею, но не повечерием (Рук. для С. П. 1886 г. №44).

Какие молитвенные слова должен произносить (про себя — мысленно) священник, когда совершает каждение всего храма (наприм. на вечерне при пении стихирь «на Господи воззвах») или одного алтаря и иконостаса?

В чине литургии Златоустовой замечено, чтобы священнослужитель (диакон), совершая каждение всей церкви по отпусту проскодимии — пред началом литургии, — произносил 50 псалмов «Помилуй мя, Боже». Посему ничего не будет противного, если священнослужитель и в другое время при каждении всего храма или одного алтаря с иконостасом будет читать тот же псалом. Так, обыкновенно, и делается опытными и благоговейно-настроенными при богослужении священнослужителями (Рук. для С. П. 1886 г. №22).

На всяком ли богослужении — вечерни, утрени и литургии — порядок каждения одинаков, т. е. всегда ли нужно сначала кадить престол, потом горнее место, затем жертвенник и т. д.?

Каждение всей церкви, начиная с алтаря, по указанию 22 гл. Типикона, совершается в таком порядке: Священник или диакон сперва кадит пред св. престолом со всех сторон, крестовидно, потом кадит весь алтарь и жертвенник, затем выходит северными дверьми (в начале всенощного бдения и при пении «полиелея» иерей для каждения храма исходит их алтаря царскими вратами — см. Типик. гл. 2 и Устав священнослужения в начале Служебника) из алтаря в среднюю часть храма. Здесь, ставши пред царскими вратами, делает пред ними крест кадилом и потом кадит пред иконами, находящимися в иконастасе с южной стороны, начиная с иконы Спасителя, а затем, — пред иконами, находящимися в иконостасе с северной стороны, начиная с иконы Богородицы. Совершивши таким образом каждение пред иконами в иконостасе, он кадит правый и левый лики (клиросы) и всю братию (народ) в церкви. Далее кадит иконы всего храма, входит в притвор и в нем кадит иконы по обе стороны; обойдя притвор и обратившись от красных врат к западу, кадит крестообразно. Возвратившись из притвора в среднюю часть храма и ставши пред царскими дверьми, творит пред ними крест кадилом и кадит иконы Спасителя, Богородицы и лежащую на аналогии. После чего входит в алтарь южными дверьми и творит крест кадилом пред св престолом (Типик. гл. 22; срав. «Пособие к изучению Устава богослуж. Православ. Церкви» прот. Конст. Никольского ст. 89, изд. 3- е. СПб. 1974 года). Такой порядок каждения полагается: а) на вечерни 1) в начале всенощного бдения (Типик. гл. 2 и 22; ср. Устав священнослужения в начале Служебника) и 2) при пении «Господи воззвах» (Тип. гл. 2, 9 и 22); — б) на утрени 1) в начале утрени (Тип. гл. 9 и 22), 2) при пении «Непорочны» (Тип. гл. 22), 3) при пении «полиелея» (Тип. гл. 13 и 22), 4) по 8 пении канона, во время «Честнейшую» (Тип. гл. 2 и 22, срав. Уст. священнослужения в начале Служ.); — в) на литургии — по отпусте проскомидии, пред началом литургии (Служ. чин лит. Злат.). Каждение всего храма, начиная с средины его, совершается таким образом: сначала кадят кругом аналогия с иконою или со св. Евангелием, кругом Плащаницы, поставленных среди храма; потом входят в алтарь и кадят там престол и проч. Далее кадят в храме вышесказанным порядком. По каждении храма приходят к царским дверям и кадят их и иконы Спасителя и Богородицы, и затем опять идут к аналогию с иконою или Евангелием, или к Плащанице, и кадят их только спереди. После чего опять кадят священнослужителей, окружающих аналогий или Плащаницу (Тип. во гл. 2 послед. прим.; срав. Устав священнослуж. послед. прим. в Служеб.; «Пособие к изучению Уст. богослуж. Прав. Церк.» К. Никольского стр. 92). Такое каждение полагается: 1) на праздничные утрени, при пении величания после «полиелея» (Тип. во 2 гл. послед. прим.; Служеб. в Уставе священнос. послед. прим.); 2) на утрени Страстной субботы при пении «Непорочны» (Тип. послед. Страст. субб.); 3) на утрени в Страстной пяток, если Евангелие читается посреди храма (Послед. утрени в Велик. пяток); 4) на царских часах — 1-м и 9-м, — пред Рождеством Христовым, Богоявлением и в Великий пяток (послед. 24 декаб. и 5 январ.), а также на 3-м часе в понедельник, вторник и среду Страстной седьмицы (послед. понед. Стр. сед.). Каждение одного алтаря и иконостаса, как внешней стороны алтаря, бывает таким образом: кадят престол со всех сторон, затем жертвенник и весь алтарь; потом выходят пред царские двери, кадят пред ними и образами Спасителя и Богородицы, за сим служащих иереев, далее клиросы и весь народ (Служ. чин. лит. Злат. и преждеосвящ.) Такое каждение полагается на литургии: 1) по малом входе при архиерейском служении (Архиер. чиновн. Златоуст. лит. и преосвящен.); 2) пред чтением Евангелия во время пения «аллилуйя» (Служ. чинов. литур. Злат.); 3) во время пения «Херувимской» (Там же). Каждение одного жертвенника или престола бывает на литургии: 1) на проскомидии по возложении покровов над дискосом и потиром (см. Служ. чин. проскомидии); 2) пред великим входом (Архиер. чинов. и Служ. чин. лит. Злат); 3) по великом входе при поставлении Даров на престол (Там же); 4) при возгласе «Изрядно о Пресвятей» (Там же) и 5) после возгласа «Спаси Боже люди Твоя» (Там же). (Р.д.С.П. 1886 г., №22).

Когда священник служит без диакона, то должен ли он в фелони или только в епитрахили совершать каждение во время пения стихирь «на Господи воззвах»?

В соборных и приходских церквах иерей совершает вечерню и утреню, облачившись в епитрахиль и фелонь, и бывает в этих одеждах в продолжение всей службы, следовательно, и при каждении во время пения стихирь «на Господи воззвах», что вполне согласно с примечаниями Типикона, находящимися в последовании праздничной вечерни и воскресной утрени. В этих последованиях (2 гл. Типикона и Устав Священнослужения в начале Служебника) замечено, что некоторые молитвословия и священнодействия на вечерни и утрени (в монастырях) совершаются иереями облачившимися в епитрахиль, а в соборных и приходских храмах те же молитвословия и действия отправляются священниками, облачившимися в фелонь (Р.д.С.П. 1887 г., №14).

Нужно ли священнику совершать каждение на вечерни «на Господи воззвах»?

В последовании великой вечерни (Типик. гл. 2 и Устав Священнослужения в Служебнике) ясно сказано: «егда же начнут пети «Господи воззвах», тогда кадит иерей или диакон, яко обычай есть»; в последовании седмичной или повседневной вечерни замечено, что каждение всей церкви во время пения «Господи воззвах» совершается священником, а в особой главе Типикона (22) о чине каждения также говорится, чтобы на вечерни при пении «Господи воззвах» совершал каждение иерей или диакон (Р.д.С.П. 1886 г., №22).

Утреня

В состав утреннего богослужения Православной Церкви входят: полунощница, утреня и первый час.