Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

Каждение всей церкви, начиная с алтаря, по указанию 22 гл. Типикона, совершается в таком порядке: Священник или диакон сперва кадит пред св. престолом со всех сторон, крестовидно, потом кадит весь алтарь и жертвенник, затем выходит северными дверьми (в начале всенощного бдения и при пении «полиелея» иерей для каждения храма исходит их алтаря царскими вратами — см. Типик. гл. 2 и Устав священнослужения в начале Служебника) из алтаря в среднюю часть храма. Здесь, ставши пред царскими вратами, делает пред ними крест кадилом и потом кадит пред иконами, находящимися в иконастасе с южной стороны, начиная с иконы Спасителя, а затем, — пред иконами, находящимися в иконостасе с северной стороны, начиная с иконы Богородицы. Совершивши таким образом каждение пред иконами в иконостасе, он кадит правый и левый лики (клиросы) и всю братию (народ) в церкви. Далее кадит иконы всего храма, входит в притвор и в нем кадит иконы по обе стороны; обойдя притвор и обратившись от красных врат к западу, кадит крестообразно. Возвратившись из притвора в среднюю часть храма и ставши пред царскими дверьми, творит пред ними крест кадилом и кадит иконы Спасителя, Богородицы и лежащую на аналогии. После чего входит в алтарь южными дверьми и творит крест кадилом пред св престолом (Типик. гл. 22; срав. «Пособие к изучению Устава богослуж. Православ. Церкви» прот. Конст. Никольского ст. 89, изд. 3- е. СПб. 1974 года). Такой порядок каждения полагается: а) на вечерни 1) в начале всенощного бдения (Типик. гл. 2 и 22; ср. Устав священнослужения в начале Служебника) и 2) при пении «Господи воззвах» (Тип. гл. 2, 9 и 22); — б) на утрени 1) в начале утрени (Тип. гл. 9 и 22), 2) при пении «Непорочны» (Тип. гл. 22), 3) при пении «полиелея» (Тип. гл. 13 и 22), 4) по 8 пении канона, во время «Честнейшую» (Тип. гл. 2 и 22, срав. Уст. священнослужения в начале Служ.); — в) на литургии — по отпусте проскомидии, пред началом литургии (Служ. чин лит. Злат.). Каждение всего храма, начиная с средины его, совершается таким образом: сначала кадят кругом аналогия с иконою или со св. Евангелием, кругом Плащаницы, поставленных среди храма; потом входят в алтарь и кадят там престол и проч. Далее кадят в храме вышесказанным порядком. По каждении храма приходят к царским дверям и кадят их и иконы Спасителя и Богородицы, и затем опять идут к аналогию с иконою или Евангелием, или к Плащанице, и кадят их только спереди. После чего опять кадят священнослужителей, окружающих аналогий или Плащаницу (Тип. во гл. 2 послед. прим.; срав. Устав священнослуж. послед. прим. в Служеб.; «Пособие к изучению Уст. богослуж. Прав. Церк.» К. Никольского стр. 92). Такое каждение полагается: 1) на праздничные утрени, при пении величания после «полиелея» (Тип. во 2 гл. послед. прим.; Служеб. в Уставе священнос. послед. прим.); 2) на утрени Страстной субботы при пении «Непорочны» (Тип. послед. Страст. субб.); 3) на утрени в Страстной пяток, если Евангелие читается посреди храма (Послед. утрени в Велик. пяток); 4) на царских часах — 1-м и 9-м, — пред Рождеством Христовым, Богоявлением и в Великий пяток (послед. 24 декаб. и 5 январ.), а также на 3-м часе в понедельник, вторник и среду Страстной седьмицы (послед. понед. Стр. сед.). Каждение одного алтаря и иконостаса, как внешней стороны алтаря, бывает таким образом: кадят престол со всех сторон, затем жертвенник и весь алтарь; потом выходят пред царские двери, кадят пред ними и образами Спасителя и Богородицы, за сим служащих иереев, далее клиросы и весь народ (Служ. чин. лит. Злат. и преждеосвящ.) Такое каждение полагается на литургии: 1) по малом входе при архиерейском служении (Архиер. чиновн. Златоуст. лит. и преосвящен.); 2) пред чтением Евангелия во время пения «аллилуйя» (Служ. чинов. литур. Злат.); 3) во время пения «Херувимской» (Там же). Каждение одного жертвенника или престола бывает на литургии: 1) на проскомидии по возложении покровов над дискосом и потиром (см. Служ. чин. проскомидии); 2) пред великим входом (Архиер. чинов. и Служ. чин. лит. Злат); 3) по великом входе при поставлении Даров на престол (Там же); 4) при возгласе «Изрядно о Пресвятей» (Там же) и 5) после возгласа «Спаси Боже люди Твоя» (Там же). (Р.д.С.П. 1886 г., №22).

Когда священник служит без диакона, то должен ли он в фелони или только в епитрахили совершать каждение во время пения стихирь «на Господи воззвах»?

В соборных и приходских церквах иерей совершает вечерню и утреню, облачившись в епитрахиль и фелонь, и бывает в этих одеждах в продолжение всей службы, следовательно, и при каждении во время пения стихирь «на Господи воззвах», что вполне согласно с примечаниями Типикона, находящимися в последовании праздничной вечерни и воскресной утрени. В этих последованиях (2 гл. Типикона и Устав Священнослужения в начале Служебника) замечено, что некоторые молитвословия и священнодействия на вечерни и утрени (в монастырях) совершаются иереями облачившимися в епитрахиль, а в соборных и приходских храмах те же молитвословия и действия отправляются священниками, облачившимися в фелонь (Р.д.С.П. 1887 г., №14).

Нужно ли священнику совершать каждение на вечерни «на Господи воззвах»?

В последовании великой вечерни (Типик. гл. 2 и Устав Священнослужения в Служебнике) ясно сказано: «егда же начнут пети «Господи воззвах», тогда кадит иерей или диакон, яко обычай есть»; в последовании седмичной или повседневной вечерни замечено, что каждение всей церкви во время пения «Господи воззвах» совершается священником, а в особой главе Типикона (22) о чине каждения также говорится, чтобы на вечерни при пении «Господи воззвах» совершал каждение иерей или диакон (Р.д.С.П. 1886 г., №22).

Утреня

В состав утреннего богослужения Православной Церкви входят: полунощница, утреня и первый час.

Полунощница. Начало полунощницы, как и начало службы девятого часа, священник полагает пред царскими вратами возгласом: «Благословен Бог наш»… По возгласе: «яко Твое есть царство»… и совершении трех поясничных поклонов на «Приидите поклонимся»… священник входит северными вратами в алтарь, становится пред престолом и стоит здесь до конца полунощницы, произнося положенные Уставом возгласы. При чтении: «упование мое Отец, прибежище мое Сын»… священник, выйдя из алтаря северными вратами на солею, произносит славословие Господу Иисусу: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Чтец, после славословия Пресвятой Троице и произнесения Господи помилуй (трижды), испрашивает словом «благослови» благословение на отпуст. Священник произносит малый отпуст, совершает то же «прощение», какое бывает по окончании повечерия, произносит ектению: «помолимся о Благочестивейшем»… и: «молитвами святых отец наших»… Когда на клиросе певцы поют: «аминь», священник входит южными вратами в алтарь, облачается в фелонь, при благословении и целовании креста на оной, открывает катапетасму на царских вратах, поклоняется св. престолу, полуоткрывает оный, целует край его и напрестольный крест и, приняв от церковника кадило с произнесением слов: «Кадило Тебе приносим», произносит, стоя пред престолом, начало утрени возгласом: «Благословен Бог наш»…

Утреня. Первую часть утрени составляет моление о царе. Когда на клиросе читают 19 и 20 псалмы и положенные уставом тропари, священник совершает каждение престола, алтаря и всего храма, соблюдая порядок, указанный выше (стр. 2–3). Ектению: «Помилуй нас, Боже»… священник произносит, стоя пред престолом: при произнесении возгласа: «Слава святой, и единосущной, и животворящей, и нераздельной Троице»… он начертывает кадилом крест пред св. трапезою, после чего возвращает кадило церковнику. По прочтении первых трех псалмов шестопсалмия священник, с служебником в руке, выходит из алтаря северными вратами на солею и здесь пред царскими вратами читает утренние молитвы. По прочтении шестопсалмия и молитв священник, оставаясь на своем месте, говорит великую, или мирную ектению, возглас после нее «Бог Господь и явися нам» со стихами и после сего входит в св. алтарь южными вратами. Малые ектении по кафизмах — когда произнесение их положено — иерей глаголет «отшед пред святыя двери» северными вратами, обратно же возвращается вратами южными. Пред «святыми дверьми» произносит священник и ектинии по 3 и 6 песнях канона, ектения по 9 песни произносится «внутрь св. алтаря», пред престолом. По произнесении ектении по 3-ей песне канона священник возвращается в алтарь южными вратами, по 6-ой — северными вратами. При пении 8-й песни канона священник, приняв кадило, творит каждение трапезы и алтаря, а по окаждении их выходит на солею и здесь, став пред иконою Богоматери, возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнях возвеличим». При пении 9-й песни канона: “ Величит душа моя Господа» с припевом: «Честнейшую»…священник кадит иконостас, средину храма, предстоящий народ и возвращается северными вратами в алтарь, где, покадив переднюю часть трапезы, отдает кадило церковнику. Возглас пред чтением великого славословия: «Слава Тебе, показавшему нам свет» иерей глаголет в алтаре, а для произнесения ектения: «Исполним утреннюю молитву нашу Господи»… выходит на солею северными вратами. После преподания мира народу, призыва к преклонению глав и возгласа: «Твое бо есть еже миловати»… священник входит в алтарь северными вратами и становится пред престолом. По стихирах на стиховне, «благо есть исповедатися», трисвятом, Отче наш… тропаре и богородничном, священник выходит северными вратами на солею, произносит здесь ектению: «помилуй нас, Боже»… возглас после нее, «премудрость» и на обращение лика: «благослови», — «Сын благословен Христос Бог наш»… после чего уходит в алтарь северными вратами, закрывает катапетасму, полагает поклон пред св. престолом, крестится, целует св. Евангелие, край престола, крест, покрывает престол, снимает фелонь и становится на обычном месте. На клиросе в это время, при пении: «Утверди, Боже, Благочестивейшего»… читают.

Первый час. Когда чтец, прочитав: «Честнейшую»… словами: «Именем Господним благослови, отче», испросит иерейского благословения, тогда священник говорит: «Боже, ущедри ны»… выходит пред святые двери северными вратами и здесь произносит полный отпуст, начиная со слов: «Слава тебе, Христе Боже»… После отпуста священник возвращается в алтарь северными вратами, где, приложившись к св. престолу, снимает с себя епитрахиль[1]).

Следует ли во время служения малой вечерни отверзать завесу царских дверей и всегда ли на ней произносится малый отпуст?

Завеса царских дверей на малой вечерне не отверзается, отпуст произносится малый (Типик. гл. 1 и 9, Никольск. «Пособие к изуч. уст.» стр. 79 и 167) (Ц. В. 1893 №37).

Начало всенощного бдения

Одни священники начинают всенощное бдение таким образом: Диакон отверзает царские врата и отходит на горнее место, становясь лицом к западу. Священнику подают кадило, диакону — зажженную свечу. Диакон, оставаясь на месте, возглашает: «Востаните! Господи, благослови!» Священник, стоя пред престолом с кадилом в руке, возглашает, делая кадилом крест: «Слава Святый»… Певцы: «Аминь». Священник с диаконом, оставаясь на тех же местах, поют: «Приидите, поклонимся»… Певцы только оканчивают: «Приидите, поклонимся и припадем Ему»! Затем поют: «Благослови, душе моя, Господа» и прочее обычно. Когда певцы поют последний стих: «Приидите поклонимся», в это самое время священник начинает кадить вокруг престола, окаживая сперва западную сторону его, затем южную, восточную и северную. После сего кадит жертвенник, горнее место и иконы по сторонам его, потом оборачивается лицом к западу и кадит икону над царскими вратами. В это время диакон выходит со свечею на амвон и оборачивается лицом к востоку. Священник идет за ним с горняго места, останавливается между престолом и царскими вратами лицом к западу и кадит, по отношению к себе, сначала правую половину отверстых царских врат, затем левую. После сего священник выходит на амвон и кадит местные иконы и весь храм по обычаю. — Другие же священники начинают бдение совсем иначе, именно таким образом. По отверстии диаконом царских врат, священник в безмолвии кадит вокруг престола, а диакон держит в руках зажженную свечу. Престол окаживается сначала с западной стороны, затем — с южной, восточной и северной. После сего окаживается жертвенник, горнее место с иконами по сторонам и икона над царскими вратами. И этим оканчивается каждение в алтаре. Священник вторично становится пред престолом с кадилом в руках, а диакон в это время выходит из алтаря царскими вратами, становится на амвон позади священника и возглашает: «Востаните» господи, благослави!» Священник пред престолом, делая кадилом крест, возглашает: «Слава Святей». Певцы: «Аминь». Священник с диаконом поют: «Приидите, поклонимся»… до «Приидите, поклонимся и припадем Ему, которое поют уже певцы. Затем певцы поют «Благослови, душе моя, Господа» и т. д. по обычаю. Когда певцы оканчивают: «Приидите, поклонимся»… священник, не покадив вовсе на царские врата, выходит из алтаря на амвон и кадит вместе с диаконом местные иконы и весь храм. Какое из представленных двух начал всенощного бдения более правильно?