Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, изложенное святителем Игнатием Ставропольским

"Саровская пустыня приняла Опыты с особенной любовью", - пишет святитель. "Из письма М. Д. увидишь, как приняты Аскетические опыты в Саровской пустыне и какое там дается значение им. Это показывает всю важность, которую должны иметь 3 и 4 томы. Четвертый (в последующих изданиях - пятый - ред.) том изображает монашескую жизнь с определенностию, а первые три тома служат как бы оттушевкой рисунка. Тут действует Перст Божий, благодетельствующий всем участвующим и в издании, и в чтении Опытов". 93

"Сведения, получаемые мною о том, как принимаются Опыты личностями, истинно ищущими спасения, очень утешают меня. Аскетическая Проповедь и Советы пополняют назидательное чтение, дающее читателям решительно православное направление. Делается ясным, что эти книги распространяются и водворятся между упомянутыми личностями. Из Бежецка (т.е. из Бежецкого женского монастыря - ред.) пишут: "Опыты" приняты с великой любовью, эта книга заменяет "Добротолюбие" для нас, будучи гораздо понятнее, чем "Добротолюбие", и содержа все, о чем говорится в "Добротолюбии..." (Письмо 558. С. 778).

Игумения Арсения Усть-Медведицкая (Себрякова, 1833-1905), не знавшая святителя при жизни, в его творениях увидела то же учение, что и у ее наставницы - благодатной старицы схим. Ардалионы, и вступила в духовное общение с учениками и сподвижниками святителя:

"Вы спрашиваете, знали ли друг друга схимница Ардалиона и еп. Игнатий. Нет, не знали и даже никогда не слышали о существовании друг друга. Я тоже не знала Владыку. И в мои руки попало его сочинение только в 1867 году. Оно было издано в 1865 году. А матушка скончалась в 1864 году. Когда я прочла первый том, то была поражена сходством нашего духовного пути. Тогда у меня уже сложились духовные понятия и у меня уже были духовные ученики. Они тоже, читая еп. Игнатия, удивлялись сходству наших понятий духовных. Это признали и ученики еп. Игнатия, когда я приехала к ним в 1867 году. У меня тогда был только первый том... Но я вам должна сказать, что от одного чтения нельзя усвоить духовных понятий, а нужно жить по слову" 94 . "На днях я получила от А. Б. пятый том; как хорошо Вы сделали, что приложили хоть к этому портрет Владыки епископа Игнатия ... В настоящее время я читаю этот том, и как изречения Святых Отцов, так и взгляд на святое лицо Владыки действуют на меня необыкновенно хорошо". 95

Преосвященный Леонид (Краснопевков), еп. Дмитровский (см. его воспоминания в книге в книге "Отец современного иночества". М., 1997), глубоко почитавший святителя и часто прибегавший к его духовным советам, писал: "Потеря, Вами (братом святителя) понесенная, должна бы признана быть потерею всецерковною ...Я уповаю, что православные русские люди мало- помалу усвоят себе покойного святителя. В его жизни и писаниях они постараются найти и найдут, что может быть общедушеспасительно". 96

Архимандрит Игнатий (Малышев), бывший келейник святителя Игнатия, пишет о его творениях: "Вы отверзли небо, потекли воды, и жаждущие люди напоились, Вы дали пищу, которая алчущих питает. Так я разумею о Ваших творениях и от избытка чувств и душевной благодарности ничего более сказать не могу. Тот лучше знает, что даст бедной душе, - кто благородно созерцается, уделяет от этой трапезы неимущему. Ваша книга - книга жизни и учение воды живой, напояющей души человеческие. Это учение в наше скудное время необходимо, как вода во время пророка". 97

Святая Новомученица Царица Александра (f1918) в заточении в Тобольске и Екатеринбурге читала книгу "О терпении скорбей. Учение Св. Отцов, собранное еп. Игнатием (Брянчаниновым)" (СП-б., 1893). 98

Священномученик Игнатий (Садковский), еп. Скопинский (1887-1938), друг и сподвижник священномучеников Иллариона (Троицкого) и Иувеналия Рязанского, с юности почитал святителя

Игнатия: "Выбор его монашеского имени был не случаен. Он глубоко изучил духовное наследие и благоговейно почитал память святителя Игнатия (Брянчанинова) ...По окончании в 1911 году Московской Духовной Академии иеродиакон Игнатий (Садковский) на соискание степени кандидата богословия представляет работу Преосвященный Игнатий (Брянчанинов) и его аскетические воззрения, которую он успешно защищает. Впоследствии он стал автором еще нескольких статей о жизни и творениях святителя Игнатия" 99 . Уволившись из Академии в 1918 г., свт. Игнатий поступает в Смоленскую Зосимову пустынь и пребывает в послушании у известного старца иеросхим. Алексия (Соловьева), чему, видимо, никак не помешало следование учению святителя Игнатия (Брянчанинова).

Преподобномученик схиархимандрит Игнатий (Лебедев, f 1938), постриженик Зосимовой пустыни и ученик ее старцев, в годы гонений несший старческое служение в Московском Высоко-Петровском монастыре и собравший тайную монашескую женскую общину, в основу своего духовного руководства полагал прежде всего творения святителя Игнатия, которого с юности почитал:

"Особой любовью отца нашего, - пишет его духовная дочь мон. Игнатия, - пользовались творения отечественного писателя-подвижника епископа Игнатия (Брянчанинова). Отец Александр (иноческое имя схиарх. Игнатия - ред.) приобрел все тома его произведений и тщательно изучил каждый том. В этих книгах, больше, чем где-либо, находим отметки, примечания, сравнения страниц, ссылки на те или иные места текста. В писаниях епископа Игнатия о. Александр находил ответ на волнующие его вопросы подвижничества его времени, в епископе-аскете о. Александр узнавал глубоко близкую ему душу, видел много близкого своим взглядам и переживаниям". 100

"Пятый том его сочинений Приношение современному монашеству батюшка считал основной книгой всякого современного монаха. Как защищал он святителя от разных нападок, как высоко ценил его глубокий поэтический талант духовного писателя! Воля Божия очевидно явилась в том, что батюшка получил его имя при постриге в схиму ...Прежде всего он давал нам авву Дорофея. Дальше батюшка вел нас к Лествице, которую мы изучали очень подробно. Затем мы все читали святителя Игнатия (Брянчанинова), как свою любимую книгу. Батюшка знакомил нас с трудами святителя и очень рекомендовал, именно как руководство в духовной жизни, чтение одного за другим томов творений святителя Игнатия" (С. 78).

Схиархимандрит Игнатий постригал в схиму родного племянника святителя Игнатия. Родственники святителя глубоко почитали его.

Глинские старцы, по свидетельству архимандрита Рафаила (Карелина), который был их учеником, "почитали свт. Игнатия и благословляли своим духовным детям читать его творения, а иногда в письмах приводили обширные извлечения из его творений, так как в то время вопрос о духовной литературе был очень болезненным. Большей частью духовная литература была уничтожена".101