Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, изложенное святителем Игнатием Ставропольским

Из писем и бесед игумена Никона:

"Вот Игнатий (Брянчанинов), да вознаградит его Господь, все время говорит об этом. Его вы теперь не понимаете. Все у него внутри насаждает мысль о смирении".

"Единственные писания Духа Святого - это творения Святых Отцов и подвижников Церкви, как, например, епископа Игнатия (Брянчанинова). В них содержится подлинная духовность, и ими только можно и нужно руководствоваться".

"Учиться надо и молитве, и вообще христианству у Игнатия Брянчанинова. Лучшего учителя для нашего времени нет. Но и он стал почти недоступен современным христианам".

"Я забыл при свидании напомнить Вам о произведениях Игнатия (Брянчанинова), особенно о пятом томе. Там Вы нашли бы разрешение многих интересующих Вас вопросов".

"Благодарю Вас, что Вы поклонились от меня Игнатию Брянчанинову. В эти дни мысль моя часто обращалась к Вам, я не мог объяснить этого. Теперь понятно. Думаю, что и Владыка Игнатий помянул Вас и впредь не забудет, чего очень желаю для Вас и себя".

"Удалось ли Вам достать еще какие-либо книги Игнатия (Брянчанинова)? Без него понимать древних Отцов, а главное, применять их к себе почти невозможно. Это познают все из своего горького опыта, если только будут вообще идти путем истинно христианским, а не мечтательным".

"Нет никакого сомнения, что Ю. не знает еще нового пути, что у него много ложных мыслей, ожиданий, а может быть, и скрытых мирских расчетов, которые он не вполне и сам сознает. Опять повторяю: пусть изучает пятый том и исполняет по силе, тогда многое поймет. Пусть также обязательно прочтет письма еп. Игнатия во втором томе биографии его, составленной Соколовым. Обязательно пусть прочтет".

"Только Св. Писание и творения Св. Отцов духовны. На нихто и можно немножко понять опытно, что значит духовный. Сравни писания Игнатия (Брянчанинова) и каких-либо профессоров богословия. Какая резкая разница! Ты это хорошо ощущал".

"Постарайся добиться, чтобы тебе стал нравиться Игнатий (Брянчанинов). Все его писания взяты из Отцов и приспособлены для нас. Он пи-шет о самом нужном - о покаянии, которое есть дверь единственная ко всему доброму".

"А еще есть книги Владыки Игнатия, - видите, Вы их знаете, - они помогут вам правильно понимать и правильно исполнять евангельские заповеди. Это совершенно исключительная личность. Для нашего времени - особенно исключительная, это ключ к пониманию Святых Отцов" (С. 427-428. Беседа о. Никона с О.М. Чавчавадзе.).

Иеросхпимонах Стефан (Игнатенко, f1973), начинавший монашеский путь на Афоне, затем подвизавшийся в монастыре - подворье русских афонских монастырей на горе Бештау, будучи сам благодатным старцем и имея дары плача, прозрения, исцеления, по свидетельствам его духовных чад, особенно чтил святителя Игнатия:

"Молодым монахам, будущим священникам, пастырям о. Стефан рекомендовал как можно больше читать святоотеческих творений в молодости, когда ум еще не замутнен лишней информацией и впечатлениями. Особенно дороги ему были сочинения прп. Исаака Сирина и святителя Игнатия (Брянчанинова). Он полагал, что книги и наставления великих Отцов древности сделались почти невозможными для практического делания нынешнего нищего, немощного поколения. Идеальным духовным руководством батюшка считал книги епископа Игнатия, который сумел сочетать глубокий опыт высокого внутреннего подвига древних Отцов с пониманием меры современного обнищавшего, обессиленного человека". 104

"На вопросы об Иисусовой молитве иеросхимонах Стефан не отвечал, но советовал внимательно изучать творения свт. Игнатия (Брянчанинова), которыми сам руководствовался" (С. 91).