Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, изложенное святителем Игнатием Ставропольским

90. Обширная библиография по этому вопросу содержится в приложении к IV тому творений святителя: изд. "Паломник", М., 2002. С. 720-758.

91. См. Полное жизнеописание свт. Игнатия Ставропольского. М., 2002. С. 204-205. 13 писем митр. Филарета к свт. Игнатию были опубликованы в "Богословском Вестнике" за март 1913 г. С. 405-417.

92. См. Отец современного См. Полное жизнеописание свт. Игнатия Ставропольского. М., 2002. С. 204-205. 13 писем митр. Филарета к свт. Игнатию были опубликованы в "Богословском Вестнике" за март 1913 г. С. 405-417.иночества. М., 2001. С. 33; Воспоминания архимандрита Пимена. М., 1877; Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря. Биографический очерк. Угрешский монастырь. 1998. С. 15.

93. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М. - СП-б., 1995. Письмо № 17. С. 68-69.

94. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М. - СП-б., 1995. Письма № 564-565. С. 781-782.

95. Игумения Арсения, настоятельница Усть-Медведицкого монастыря Области войска Донского. М., 1913. Из писем к В.И.П. С. 100-101.

96. Там же. Из писем Петру Александровичу Брянчанинову. С. 11.

97. Л. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Часть 1. Киев, 1915. С. 331-332.

98. Жизнеописание архим. Игнатия (Малышева). СПб, 1899. С. 34.

99. Письма Царственных мучеников из заточения. СПб., 1998. С. 428-434.

100. Были верны до смерти. Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских XX века. Т. 1. Рязань, 2002. С. 72-73.

101. Здесь и далее цит. по изд.: Монахиня Игнатия (Петровская). Монашество последних времен. М., 1998. С. 39.

102. Архимандрит Рафаил (Карелин). О духовном делании. М., 2004. С. 42.

103. Здесь и далее цитируется по изд.: Схиигумен Иоанн (Алексеев). Загляни в свое сердце. Жизнеописание. Письма. СП-б., 2002. С. 200. Далее номера страниц указаны в скобках.

104. Здесь и далее цит. по изд. Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письма. М., 2002. С. 40.

105. Здесь и далее цитируется по изданию: Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). М., 1996. С. 90.

106. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001. С. 241-255.

Глава 8. Спасительна ли. вера в ложь?

- Говоря, что свт. Игнатий "возможность духовного преуспеяния послушника ставил в прямую зависимость от степени духовного преуспеяния его старца", о. Доримедонт утверждает, что "всегда степень духовного преуспеяния послушника напрямую зависела от степени его веры Христу, которая проявлялась в его послушании живому образу Христа - старцу. Именно эта самоотверженная вера, а не святость наставника, была предпосылкой великого чуда послушания, которое совершал Дух Святый. Искусность старца и общий духовный уровень эпохи всегда имели лишь вспомогательное значение" (С. 27).

- Яркий пример демагогии, не имеющей никакого подтверждения в отеческих писаниях! Святитель Игнатий заранее ответил на это в своих творениях: "Возразят: вера послушника может заменить недостаточность старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению апостола: