St. Nina's Garden

Время царствования Бакара II не ознаменовано построением новых храмов. Из политических расчетов он женился на дочери Тиридата II - сына Рева, от которой после довольно долгого времени родился наконец у него сын, нареченный в св. крещении Мурваном.

Необыкновенный младенец подавал большие надежды отцу и Церкви. По словам летописи, он рос благодатью Божией, укрепляясь премудростью. Вскоре Мурван достиг отроческих лет; своей красотой и благоразумием он поражал всех окружающих его. Церковь вместе с отцом его радовалась и благодарила Бога, давшего им столь необыкновенного юношу.

В это время между греками и персами вспыхнула война. Император Феодосий, не уверенный в верности грузин империи, опасаясь неустойчивости со стороны греков, дабы Грузия не примкнула к Персии, потребовал от Вараз- Бакара в знак верности к себе аманатов, или заложников. Подобное требование императора жестоко оскорбило самолюбие царя, подозреваемого в неверности. Желая смыть с себя пятно подозрения, Бакар без сопротивления уступил требованию императора, хотя очень неохотно отпустил от себя единственного и горячо любимого своего сына Мурвана с прочими знатными юношами своего царства.

Юноша Мурван принят был в царские палаты весьма благосклонно и, по словам биографа, уравнен в правах с остальными членами императорской семьи. Живя в императорских палатах, юноша не оставил своих привычек и занятий, отличаясь вообще необыкновенно простой и святой жизнью. Окруженный роскошью Востока, он пожелал отправиться в Иерусалим и в одной из Иорданских пустынь принял иночество под именем Петра, живя в строгих монастырских подвигах и лишениях. После смерти Маиумского епископа евтихианствующие 68 греки, зная святость жизни Петра, против его воли выпросили знаменитого инока на Маиумскую кафедру. После долгого управления Церковью блаженный Петр скончался 2 декабря 474 года, и Церковь Иверская за великие подвиги и святую жизнь причислила его к лику своих святых. 69

Бакар, зная давнишнее желание Византии с самого начала водворения в Грузии христианства во что бы то ни стало подчинить эту последнюю своей власти, стал весьма неприязненно относиться к христианам, которым давал ясные намеки на свое нерасположение к Константинополю. Церковная иерархия, состоящая в то время большей частью исключительно из греков с верховным правителем ее во главе, служила видам и целям константинопольского двора. По ее принуждению Бакар лишился горячо любимого своего сына, испрошенного у Бога, и многих знатных юношей вместе с ним.

Как человек, весьма любящий свою родину и Церковь, он с горестью смотрел, как из-за бездетности его престолом должны были завладеть ненавистные ему потомки Рева. Чтобы избежать этого, не спрашивая уже согласия греческого духовенства и вопреки тогдашним церковным канонам, запрещавшим окончательно второй брак при жизни первой жены, он женился на другой, взяв в супруги внучку Фероза, бывшего правителя Рани. Живя таким образом с обеими женами, своим поступком царь подавал немало соблазна всем своим подданным. Но раздраженный и вместе с тем скрытный Вараз-Бакар не обращал на это никакого внимания, оправдывая свой поступок действием греческих властей и верховных правителей своей Церкви.

Брак его со второй женой был гораздо счастливее, чем с первой. От второй жены родился у него сын, по имени Парсман; вслед за Парсманом, к удивлению всех, первая жена его родила ему двух сыновей - Мирдата и Тиридата. Царь, видя хитрые проделки греков, поневоле склонился на сторону персов, имевших на него огромное влияние и по политическим расчетам оказывавших ему притворную дружбу и защиту от греков и их притязаний. По натуре трусливый и легковерный, он невольно предался гнусной и вероломной политике персидского двора. Роскошная жизнь, вторая жена и огромное влияние на него персов, врагов его Церкви и государства с их магами, окончательно затмили в нем все христианское чувство. Он сделался даже врагом Грузинской Церкви. Но эта вражда не могла высказаться ни в чем, так как вся остальная власть, дворяне и народ, по выражению летописи, были весьма тверды в христианстве, и, в случае серьезного сопротивления с его стороны, он мог лишиться престола.

Персидский двор, видя на грузинском престоле такого правителя, сделавшегося незаметно слепым и глухим орудием его политики, решился, наконец, посредством его подчинить себе всю Грузию, уничтожить в ней христианство и таким образом осуществить давнишние свои замыслы - искоренить христианство на всем Кавказском перешейке.

Заручившись поддержкой царя, хитрый и дальновидный персидский царь Сапор отрядил на Грузию и Армению огромное войско с целью подчинить себе эти царства. Вельможи грузино- армянские, узнав о предстоящей беде, немедленно окружили Вараз-Бакара с просьбой объединенными силами отразить общего врага.

Бакар не обратил на них никакого внимания, но, видя опасность, немедленно оставил Мцхет и удалился в горную Кахетию - и заперся в крепость Хидарскую, откуда издал повеление всем своим подданным немедленно скрыть св. кресты и все церковные принадлежности. 70

Персы, зная о поведении царя, беспрепятственно вошли сперва в Армению и окончательно разорили ее, затем вошли в Грузию. Карталиния и часть Кахетии сделались первой жертвой их жестокости и насилия. Христианство доведено было до крайности, и после жестоких и бесчеловечных опустошений вся почти Грузия оказалась во власти врагов. Чтобы удержать в своей власти покоренный народ, персы на расстоянии 22 верст от столицы Мцхет, на юго- востоке от него, на зубчатых скалах теплых источников основали новую крепость Кала и принудили царя к унизительному миру. По договору он снова уступил персам области Рань и Мовкань 71 возвращенные от персов его отцом, достойным Мирдатом, с обязательством платежа ежегодной дани и дозволил по всей Грузии строить беспрепятственно капища огнепоклонников и свободно исповедовать зороастрийское учение. Заключив таким образом для Грузии унизительный договор, персы вручили царю новую крепость, взяв в заложники детей Фероза, внуков св. царя Мириана, и удалились из пределов Грузии.

Греция не протянула Грузии руку помощи. Во-первых, она сама была утомлена беспрерывными войнами, и, во-вторых, вспыхнувшие в то время богословские споры на всем Востоке далеко отодвинули греческие власти от вмешательства в дела Грузинского царства и Церкви. Нечестивый Македоний 72 не признававший третье лицо Св. Троицы равночестным и равносильным первым двум лицам Всепресвятейшей Троицы, смутил всю Православную Церковь. Возникли смуты и волнения, охватившие собой все пределы империи.

Император для водворения мира созвал в 381 году II Вселенский Собор под председательством св. Григория Богослова. Несмотря на все несчастья и государственные перевороты, Грузинская Церковь отрядила от себя на этот Собор своего епископа Пантофила, епископа Иверского, подписавшего семь правил этого Собора. Определив и выяснив догматы Церкви и подтвердив правила св. Никейского Собора, отцы Собора занялись епархиальным распределением того или другого епископа. В числе прочих и Грузинская Церковь, как церковь восточных окраин христианского мира, изъята была из-под власти Константинопольского патриарха и поставлена в зависимость от Антиохийского первоепископа. Таким образом, Вселенский Собор снова водворил церковный мир.

Окончив дела империи, император обратил наконец свое внимание на восточные провинции своего царства. Такая близость персов совсем не нравилась бдительному Феодосию, - это могло причинить как ему, так и целой империи огромные хлопоты.