St. Nina's Garden

150. Кириону предоставили действовать по его усмотрению все епископы, священники, иноки, князья и весь народ страны Иверской и приверженцы его. Под словом приверженцы должно подразумевать лиц армянского происхождения, о которых писал он св. Григорию, папе римскому; или можно также подразумевать лиц армянского происхождения, но не принявших монофизитское учение.

151.Т. е. греко-грузинской.

152.Т. е. держащихся правил IV Вселенского Собора.

153.Т. е. признать IV Вселенский Собор.

154.См. Охтанеса Дура на армянском языке "Историю Армении" X в.

155.Каноны этого собора неизвестны. См.: Тамич. История Армении. Т. II. Ст. 493.

156.Т. е. монофизитскую.

157.Вышеизложенную грамоту, данную Сумбату И епископами Армении.

158. Еретики, которые признавали Иисуса Христа усыновленным Сыном Божиим.

159.Монтанисты учили о продолжении в Церкви Откровения и благодатных даров. По их понятию, Церковь Божия на земле развивается под водительством благодати постепенно и имеет свои возрасты. Так, под водительством Откровения в Моисеевом законе она была в периоде отрочества, под благодатью Христовой или Евангелием - в периоде юности, при откровениях чрез Монтана и других пророков Церковь вступила в период мужества.

160.Монтан, живший во II в. в Мизии, вообразил себя вдохновленным свыше пророком, Параклитом, Которого обещал послать на землю Спаситель для того, чтобы очистить Церковь от примеси чувственности. Проповедовал строжайший аскетизм, доходивший до изуверства.

161.Т. е. армян-монофизитов.

162. Послание это заключается в: Patrologie cursus complectus, tom LXXVII, p. 1203.

163.В 428 году в Армении прекратилась династия Аршакидов, вследствие чего состоялось разделение Армении между Грецией и Персией. В греческой Армении императором Маврикием возведен был в католикосы человек православных мыслей, некто Иоанн III, современник Авраама, который вел с этим последним жестокую борьбу относительно вероучения и обрядов Церкви.

164. Т. е. монофизитов.

165.Из этого нужно предполагать, что вышепоименованные епископы были действительными членами собора, игравшими главную роль в принятии нового учения, старейшие в числе других епископов по кафедрам, а все остальные нижепоименованные, как сказано в самом послании, были членами собора только присутствующими и играли пассивную роль в церковном движении.

166.Явная ложь со стороны Авраама. Многих из них он принудил к тому силой, некоторые впоследствии раскаялись, но не могли помочь делу.

167.Сумбат, собственно говоря, не был сатрапом Армении, но главным сатрапом Персии, - а в Армении был некто Варам-Чубин, возмутившийся против Хосрова. Пребывание же Сумбата в Армении во время избрания католикоса случилось во время его отпуска от службы для посещения своей родины - особая милость царя за военные подвиги его в пользу Персии.

168.Намек на благодеяния, оказанные Моисеем Кириону. 206