Salvation and faith according to Catholic and Protestant teaching

15. Бог "дарует и вменяет нам праведность послушания Христова, ради этой праведности мы и принимаемся Богом в благодать и считаемся праведными". (Form. Cone. Art. III (4). Hase 584).

16. Quenstedt у Бретшнейдера. Op.cit. 624.

17. Ibid. 625. Ср. Art. Smalcald. III. Art. XIII (I) Hase, 336: "Хотя грех еще не уничтожен совершенно в плоти и еще не мертв, однако Бог не желает его нам ни вменять, ни помнить".

18. Apol. III (241). Hase 136.

19. См. напр., отзыв Scheele о Hengstenberg'e, который "под конец дней своих отождествлял оправдывающую веру с деятельною жизнию по вере в Сына Божия". Scheele разделяет мнение "славнейших учителей своей церкви, которые единогласно объясняли это следствием старческой немощи Hengstenberg'a, которое омрачило раньше так ясно блестевший ореол этого мужа". Theologische Symbolic. Leipzig. 1886. Theil. II S. 59.

20. Apol. III (128-9). Hase 108-9.

21. "Добрые дела за истинной верой (если только она не мертвая, но живая вера) непременнейше и без всякого сомнения последуют, как плоды доброго дерева". Form. Conc. IV (6). Hase 589...

22. "Вера та, которая воспринимает в сердце устрашенном и бегущем греха отпущение грехов, не остается в тех, кто пребывает в страстях, и не существует вместе со смертным грехом". Apol. III (23). Hase 86.

23. Это именно хотят сказать символические книги, когда они с особенной силой стараются показать, что вера совсем не легкая вещь, что она требует высшего напряжения энергии и даже превышает силы человека. Напр. Apol. III (128-9). Hase 108-9.

24. Conf. Belg. art. XXIV. Niem. 375.

25. Catech. Genev. 1, Niem. 139.

26. "

Первое образует, бесспорно, предположение, а второе, как плод и действие, следует за актом оправдания". (Scheele. 61).

27. Conf. Scotic. art. 13: "Лишь только Дух Господа Иисуса, Которого избранные Божий воспринимают чрез истинную веру, овладевает чьим-нибудь сердцем, тотчас же того человека возрождает и обновляет". Niem. 364.

28. Scheele. Symbolic, s. 59.

29. Так как вера воспринимает Христа - правду нашу и всецело отдается благодати Божией во Христе, поэтому вере предоставляется оправдание, именно ради Христа, а не потому, что она есть наше дело. Conf. Helv. poster. XV. Niem. 495.

30. "Вера не тем оправдывает или спасает, что она есть дело ценное само по себе, но только тем, что оиа воспринимает обетованное милосердие". Apol. II (56). Hase 70. Ср. ib. II (86). Hase 76.

31. Catech. Palatin. LXI: "Почему ты утверждаешь, что ты оправдан одною только верю?" (Cur sola fide te justum esse affirmas)? - "He потому, что я угождаю Богу достоинством моей веры, но потому, что одна сатисфакция, праведность и святость Христовы суть моя правда пред Богом. А получить и усвоить ее себе я могу не иным путем, как верою". Niem. 443.

32. Бретшнейдер, ор. cit. 636. "Оправдывает одна только вера, а не добрые дела (bona opera), понимать ли их в смысле выбранных по своему желанию благочестивых упражнений, или в смысле собственно исполнения долга (Apol. VI; Aug. Conf. art. 4. Form. Conc. art. 3), потому что одна только вера усвояет себе заслугу Христа, которою оправдывается человек (Artic. Smalcald. pars II, art I)".

33. Conf. Aug. 1, 6. Hase 11.

34. Apol. II (76-8). Hase 73-74.