Salvation and faith according to Catholic and Protestant teaching

22. "Вера та, которая воспринимает в сердце устрашенном и бегущем греха отпущение грехов, не остается в тех, кто пребывает в страстях, и не существует вместе со смертным грехом". Apol. III (23). Hase 86.

23. Это именно хотят сказать символические книги, когда они с особенной силой стараются показать, что вера совсем не легкая вещь, что она требует высшего напряжения энергии и даже превышает силы человека. Напр. Apol. III (128-9). Hase 108-9.

24. Conf. Belg. art. XXIV. Niem. 375.

25. Catech. Genev. 1, Niem. 139.

26. "

Первое образует, бесспорно, предположение, а второе, как плод и действие, следует за актом оправдания". (Scheele. 61).

27. Conf. Scotic. art. 13: "Лишь только Дух Господа Иисуса, Которого избранные Божий воспринимают чрез истинную веру, овладевает чьим-нибудь сердцем, тотчас же того человека возрождает и обновляет". Niem. 364.

28. Scheele. Symbolic, s. 59.

29. Так как вера воспринимает Христа - правду нашу и всецело отдается благодати Божией во Христе, поэтому вере предоставляется оправдание, именно ради Христа, а не потому, что она есть наше дело. Conf. Helv. poster. XV. Niem. 495.

30. "Вера не тем оправдывает или спасает, что она есть дело ценное само по себе, но только тем, что оиа воспринимает обетованное милосердие". Apol. II (56). Hase 70. Ср. ib. II (86). Hase 76.

31. Catech. Palatin. LXI: "Почему ты утверждаешь, что ты оправдан одною только верю?" (Cur sola fide te justum esse affirmas)? - "He потому, что я угождаю Богу достоинством моей веры, но потому, что одна сатисфакция, праведность и святость Христовы суть моя правда пред Богом. А получить и усвоить ее себе я могу не иным путем, как верою". Niem. 443.

32. Бретшнейдер, ор. cit. 636. "Оправдывает одна только вера, а не добрые дела (bona opera), понимать ли их в смысле выбранных по своему желанию благочестивых упражнений, или в смысле собственно исполнения долга (Apol. VI; Aug. Conf. art. 4. Form. Conc. art. 3), потому что одна только вера усвояет себе заслугу Христа, которою оправдывается человек (Artic. Smalcald. pars II, art I)".

33. Conf. Aug. 1, 6. Hase 11.

34. Apol. II (76-8). Hase 73-74.

35. Apol. II (112-3). Hase 81.

36. "Веруем, учим и исповедуем, что одна только вера есть то посредство или орудие, которым мы воспринимаем Христа Спасителя и с Ним ту праведность Его, которая может предстать пред судом Божиим". Form. Conc. p.I, art.III (5), Hase 584. Ср. Conf. Belg. art. XXII. Niem.374.

37. Apol. III (80), Hase 97: "Мы восхваляем и требуем добрых дел и указываем много оснований, почему они должны совершаться". Ср. Conf. Helv. XVI. Niem. 498.

38. "Если", - по словам Бидермана (Dogmatik. 451), -"католическая догматика возгоралась ревностью о необходимости добрых дел и налагала анафему на тех, которые отрицают дела, то это было простым непониманием или злостным искажением протестантского учения, чем и до сих пор еще, однако, католическая полемика старается пустить пыль в глаза".

39. "Дела должно совершать или ради повеления Божия, или для упражнения веры, или ради исповедания и воздаяния благодарности". Ср. Apol. III (68). Hase 95. Ср. Basilien. prior, conf. Disp XXlV: "Дела совершаются верными не для удовлетворения за грехи, но для одного того только, чтобы показать ими, что мы в некоторой степени благодарны Богу, Господу нашему, за великие благодеяния, оказанные нам во Христе"" Niem. 100.

40. "Если бы освящение состояло только во внешнем, юридическом вменении нам заслуг Христа и если бы и после него мы оставались еще во грехе, - наше оправдание, благодать Божия и искупление были бы только внешностью; тогда уничтожена была бы истинность Бога, так как Он видел бы нас святыми, чем мы бы не были, и не видел бы нас грешниками, которыми мы однако были бы". Н. Klee. Katholische Dogmatik. Mainz. 1835. Th. III, 67.

41. Perrone. Praelecliones theologicae. Paris. 1842. Tom. I. 1391: "Оправдание, по католическому пониманию, состоит во внутреннем обновлении посредством благодати, которая ради заслуг Христа Спасителя нашего прилепляется душе (человека)".