Слово Василевсу Константину по случаю тридцатилетия его царствования

Сей свет, истекая из нескончаемого и безначального Божества, выходить вне Его и, как страну наднебесную, так и все внутри неба, озаряет лучами мудрости, превосходящими сияние солнца. Он, то есть правитель целого мира, - Слово Божье, проходящее на всем, через все и во всем видимом и невидимом. От Него-то и через Него заимствует образ верховного царствования сам друг Божий, василевс наш, и всем, что на земле подчинено его кормилу, управляет, подражая Всеблагому.

2. Единородное Слово Бога непрерывно соцарствует своему Отцу от безначальных веков в неисчислимые и бесконечные века, а друг Его, получивший свыше мудрость царствования и укрепляемый названием, одноименным Богу, владычествует через долгие периоды годов. Спаситель всех приготовляет своему Отцу благоприятными все небо, мир и вышнее царство, а друг Его приводит к единородному и спасительному Слову подвластных себе жителей земли, и через то делает их готовыми для того же самого царства. Общий всех Спаситель, владея невидимой и божественной силой, как добрый пастырь, удаляет от своих овец, будто диких зверей, враждебные силы, которые носясь вокруг земной атмосферы, похищали человеческие души (yuch); а друг Его, свыше украшенный доспехами против врагов, умеет посредством войны обуздывать явных противников истины. Спаситель всех, как до сотворения мира (kosmoumenoV) появившееся Слово, вверяет разумное и спасительное семя подвластным себе тварям, и через то делает их тварями разумными и выдающими царство Отца, а друг Его, как бы истолкователь Бога - Слова, призывает к познанию Всеблагого весь человечески род, взывая к слуху всех и громогласно возвещая жителям земли законы благочестия и истины. Спаситель всех переходящим отсюда туда отверзает небесные врата Отчего царства, а ревнитель Всеблагого, очистив от всякой нечистоты безбожного заблуждения земное свое царство, сонмы святых и благочестивых мужей призывает в царские чертоги и заботится о спасении каждого на управляемом им корабле жизни.

Один из бывших когда-либо обладателей римского царства, почтенный от Царя всех тремя десятилетиями власти, он не посвящает сего торжества земным духам, призракам, обольщающим народ демонам, обманам и выдумкам безбожников, как обыкновенно делали древние, но, сознавая полученные блага, воздает благодарение Тому, Кто почтил его ими.

Утверждение благочестия через принятие в душу догматов истинных, благоговейная проповедь Бога торжественным словом, подражание человеколюбию Всеблагого царскими деяниями, всесовершенная преданность и приношение Ему самого себя в смысле великого дара, как начаток вверенного себе мира, - вот величайшая жертва, которую прежде всего совершает василевс наш! Он, как добрый пастырь, не возлагает на жертвенник знаменитых гекатомб[6] из перворожденных агнцев, но пасомых им словесных овец приводит к познанию Бога и благочестию души.

3. Весело взирая на такую жертву и с любовью приемля этот дар, Он восхваляет совершающего священнодействия (iereiw) сей достоуважаемой и благоприличной жертвы, и соответственно благоговейному чествованию себя, умножая благодеяния, награждает его долгими периодами царствования. Он позволяет ему также отправлять различные празднества с великими видами монархии, делая каждый раз участником в царском престоле кого-нибудь одного из сынов его, и как бы цветущему и сильному растению, назначая времена для развития. Первого, одноименного[7] объявил Он причастным царскому жребию, по прошествии первого десятилетнего периода царствования, второго по времени[8] - по прошествии второго, а третьего[9] - в третий, нынешний десятилетний праздник. Вот наступает уже и четвертый период, продолжительность времени увеличивается. Распространяя царствование обильным общением рода и назначением кесарей, Он приводит к исполнению предречения божественных пророков, которые давно уже и очень давно взывали: И преймут царство святии Вышняго (Дан. 7, 17). Таким образом, даруя боголюбивому василевсу приращение времен и детей, Бог, Всецарь, сам соделывает его правление над народами земли сильным и юным, как будто бы оно только теперь возникает. Прославив в нем победителя всех врагов и неприятелей, и показав всем жителям земли пример истинного благочестия, Он сам устраивает нынешнее торжество его. Что же касается до василевса, то светозарным сиянием кесарей, будто солнце далеко пущенными от себя лучами, он озаряет и тех подданных, которые обитают в странах отдаленнейших. Один, достойный себя плод, он послал нам, жителям востока, другого сына - другому роду людей, иного опять иному[10], возжег их, будто факелы или светильники, льющимся от него самого светом. Так, в один ярем царской четырехконной колесницы запрягая себе, будто каких коней, четырех мужественнейших кесарей[11], и уравнивая их браздами божественного согласия и единомыслия, он с высоты своего престола сам погоняет их и, объезжая освещаемую солнцем землю, сам везде присутствует и все осматривает. Притом, украшенный образом царствования небесного и укрепляемый подражанием власти монархической, он взирает горе и управляет дольним по первобытной идее горнего, ибо Всецарь земнородных эту одну идею даровал человеческой природе. Закон царского права именно тот, который подчиняет всех единому владычеству. Монархия превосходнее всех форм правления, многоначалие (poluarcia) же, составленное из членов равного достоинства, скорее есть анархия и мятеж. Посему-то, один Бог (не два, не три, не более, ибо, многобожие есть тоже безбожие), один Царь, одно Его Слово и один царский закон, выражаемый не речениями и буквами, не в письменах и на таблицах, истребляемых продолжительностью времени, но живое и ипостасное Слово Бога, предписывающее волю Отца всем, которые покорны Ему и следуют за Ним. Его окружают небесные воинства, Ему служат тьмы Ангелов, бесчисленные сонмы надмирных полков и невидимых в небе духов, которые подчинены порядку целого Мира. Всеми ими, как некий вождь великого Царя, предводительствует царское Слово. И это-то Слово громкие вещания богословов мистически нарицают Архистратигом и великим Архиереем, Пророком Отца, Ангелом великого совета, отражением отеческого сияния, единородным Сыном, и другими бесчисленными именами. Это-то живое Слово, этот закон, мудрость и полноту всякого блага Родитель Его дал всем сынам своего царства, как дар величайший и наилучший. И проникая во все, проходя везде и благодать своего Отца простирая на всех, Оно сообщило подобие царской власти даже разумным обитателям земли. То есть, божественными силами украсило сотворенную по образу Его человеческую душу. Отсюда, как божественное истечение, возможны для нее и прочие добродетели, ибо единая премудрость есть единый Бог. Он один благ по существу, один могущественен по силе, Он также родитель правды, Отец Слова и мудрости, источник света и жизни, раздающий истины и добродетели, вождь самого царствования, всякого начальства и власти.

Отсюда у всех людей, эллинов и варваров, естественные и самостоятельные помыслы, отсюда понятие об уме (logon) и мудрости (sojiaV), отсюда семена благоразумия и правды, отсюда знание искусств; отсюда знание добродетели, любимое имя мудрости и почетная любовь к философскому образованию, отсюда ведение всего доброго и прекрасного, отсюда представление самого Бога и жизнь достойная благочестия, отсюда человек имеет силу царствовать и непреоборимо властвует над всем земным. Все сие есть именно следствие того, что Слово - отец словесных (logicwno) творений, запечатлело в человеческой душе черты образа и подобия Божьего и сделало ее животным царским, внушив ей одной из земнородных способность царствовать и повиноваться царской власти, а вместе с тем, наперед заботливо прояснять себе и обетованную надежду царства небесного, к которому она предназначена. Потом Отец своих чад не замедлил вступить и в собеседование со смертными. Питая свои семена и обновляя дары свыше, Он благовествовал всем о наследовании царства небесного, всех призывал и увещевал быть готовыми шествовать горе и приготовлял достойную звания одежду. Неизреченной силой своей проповеди Он наполнил все ежедневно озаряемое солнцем и по подобию небесному, к которому спешить побуждал весь человеческий род, питая людей доброй надеждой, изобразил царство земное.

5. Этой-то надежды причастен и друг Божий, украшенный врожденными от Бога добродетелями и приемлющий в душу Его внушения. От этого всеобъемлющего разума он разумен, от этой мудрости мудр, от причастия этому благу благ, от общения с этой правдой праведен, по идее этой умеренности умерен, от приятия этой высочайшей силы мужественен.

Да и как ему нести небесный образ монаршего права, когда в своей душе он запечатлел многочисленные образы демонов? Какой он начальник и властитель над всеми, когда на самого себя привлек бесчисленное множество жестоких деспотов, когда он раб постыдной страсти, раб развратного женонеистовства, раб неправедно собираемых денег, раб раздражительности и гнева, раб страха и ужасов, раб дышащих убийством демонов, раб душегубцев духов? Итак, по свидетельству истины, да будет провозглашен у нас один василевс, - Друг Всецаря Бога, потому что он один свободен, или лучше сказать, один по истине господин: он выше денег и сильнее страсти к женам; он порождает удовольствия даже естественные, и обуздывает раздражительность и гнев, не обуздываясь ими, он истинный автократор, носящий имя, соответственное своим деяниям, действительный победитель, одержавший победу над страстями, воюющими против человеческого рода, он отпечатлен по первоначальной идее (arcietupon) великого Царя, и в своем уме, как в зеркале, отражает истекающие из нее лучи добродетелей. Ими усовершенствованный, он воздержен, добр, справедлив, мужественен, благочестив, боголюбив и, по истине, один василевс - философ[12], знающий самого себя[13] и изучивший внешние, или лучше сказать с неба льющиеся источники всякого блага[14]. Почетное название могущества монаршего он проявляет изящным облачением - покровами, и приличную себе царскую багряницу один носит достойно. Это такой василевс, который ночью и днем призывает небесного Отца, взывает к Нему в своих молитвах, и простирает свои желания к высочайшему царству, ибо зная, что настоящие блага смертные, удоборазрушимые, протекающие подобно реке, и исчезающие, недостойны Всецаря Бога, он желает царства Божьего нетленного и бестелесного, и молится о получении его.

Что же касается до восклицаний народа и приветствий лести, то твердому его характеру и истинно образованной душе они доставляют более скуки, чем удовольствия. А взирая на подчиненных своих дорифоров, на тьму войск, на раболепствующие и послушные себе толпы гоплитов и конные тагмы, он не изумляется и не надмевается этой властью, но обращает внимание на самого себя и видит в себе общую всем природу. Златотканая же, расшитая разными цветами одежда, царская багряница и диадема[15] возбуждают в нем даже улыбку, когда он замечает, что толпа поражается этим, и на такое убранство с детским простодушием благоговейно смотрит на наружный блеск. Сам он, зная Бога, отнюдь не питает в себе подобных чувствований, но, вместо одежды, облекает свою душу истинно царскими украшениями: воздержанием и правдой, благочестием и прочими добродетелями. Сверх того, вожделенные для многих сокровища, то есть, золото, серебро и всякие, возбуждающие удивление роды камней почитает он действительно камнями, веществом бесполезным и ненужным. Вообще, каковы они по природе, так на них и смотрит, то есть, как на вещи неспособные к устранению зол. В самом деле, помогают ли они отвратить болезнь, избежать смерти? Он совершенно знает это, и потому, смотря, как поданные для приличного украшения себя пользуются ими, не теряет своего беспристрастия, но смеется, видя детское их удивление этому. Притом воздерживается от хмельных, или опьяняющих напитков и изысканных, свойственных чревоугодникам приправ, предоставляя это другим, а не себе, ибо знает, что такие напитки и приправы весьма вредны, что они помрачают духовный разум. Изучив предметы божественные и помышляя о великом, василевс ко всему этому стремится как к таким благам, которые превосходнее благ жизни настоящей. Он призывает небесного Отца, желает Его царства, все совершает по чувству благочестия и, как учитель, научая своих подданных добру, преподает им богопознание великого Царя.

6. Бог же, как предварительное ручательство за награды, дарует ему тридцатилетний, приготовленный благополучными периодами времени конец, и по прошествии уже трех десятилетий, позволяет дать всем людям всенародные, или лучше, всемирные (kosmikaV) празднества.

Целый же век не стареет и не оканчивается, умы смертных обыкновенно не видят ни начала его, ни границ (oute perigrafh), не постигают и самого главного. Желающим он не позволяет определить ни своего так называемого настоящего, ни даже будущего, и прошедшего времени, ибо прошедшего нет, потому что уже прошло, будущего нет, потому что еще не пришло, а так называемое настоящее уходит вместе с мыслью и звуком, скорее слова, следовательно его нельзя представлять настоящим. Мы по необходимости либо только ожидаем будущего, либо рассматриваем прошедшее, настоящее же бежит, как смертная мысль. Итак, целый век не подчиняется уму смертных и отвергает служение им, однако же не отказывается исповедывать своего Царя и Господа, но украшаясь полученными от него дарами, везет его на хребте своем. А Он, управляя им свыше и удерживая его - не золотой цепью, как говорят поэты, но будто какими браздами, узами неизреченной мудрости, со всей гармоничностью располагает в нем месяцы и времена года, воздушные перемены и лета, правильную смену дней и ночей, и ограничивает его различными пределами и мерами. Век по природе прям и стремится в бесконечность, имя века -aiwn получил он как бы отaei wn(всегда сущий) и частями похож на самого себя, или лучше сказать, не делится на части и не имеет их, а только возрастает своей долготой по прямой линии. Бог Сам раздробил его на отделы и, будто протянутой в долготу прямую линию, разделив точками, произвел в нем множество частей, бытие единое и монаде подобное определил числами, и в аморфном родил многообразное различие: ибо сперва Он сотворил в нем, как бы вместилище всякой сущности, - аморфную материю[16]; потом, силой двойства, из не имеющего вида (aeidoV) образуя вид (eidoV), произвел в материи (ulhV) качество[17], далее, посредством числа троичного, разделив ее на трое, из материи и формы (eidoV)[18]создал тело (swma), имеющее широту, долготу и глубину[19], и наконец, взяв два начала дважды, придумал четверицу стихий - землю (ghn), воду (udwr), воздух (aera), огонь (pur), как вечные причины движения во вселенной[20]. Затем, уже четверица породила декаду (deca), ибо один, два, три, четыре составляют число десятеричное[21]. Триада, привившись к декаде, произвела природу месяца, и месяц двенадцатью оборотами совершил круг около солнца. Отсюда круговые движения годов и перемены годовых времен, для отдохновения и наслаждения существ, протекающих свой путь жизни, аморфный и безвидный век разнообразили как бы разноцветными красками.

Век прежде лишенный структуры (ascematiston), украсив приятными оттенками и прекрасными цветами, Он, посредством солнца, повелел просиять белому дню; а протянув черную тень и рассыпав по ней блестящие светильники звезд, будто золотые побеги, произвел ночь. Возжигая светлые лучи Денницы, разнообразный огонь луны и светозарные группы звезд, Он увенчал целое небо, как великую ризу, всеми возможными красотами живописи; а простирая с высоты до глубины воздух и его силой прохлаждая весь мир в широту и долготу, указал в нем царство образования пернатых, и летающим в воздухе открыл его, как великое море для плавания. Утвердив землю в середине, подобно центру, Он окружил ее океаном, и море шумит вокруг земли, украшенной зеленью своей одежды. Указав в ней убежище, кормилицу и мать всех животных и оросив ее дождевыми и ключевыми потоками, Он повелел, для обильного наслаждения жизнью, произрастать на ней всякого рода растениям и прекрасным цветам.

Кроме всего этого, Творец мира (kosmohoioV)