Слово Василевсу Константину по случаю тридцатилетия его царствования

Связав такими узами мудрости весь круг года, великий Царь подчинил свой век кормилу превосходнейшего Правителя, - единородному своему Слову, и Ему-то, как общему всех Спасителю, вверил бразды всего. Прияв это наследие от благого Отца и приведя в единую гармонию все, что содержит в себе пространство внутри и вне неба, Он начал вечное свое течение к прямой цели.

Потом, как распорядитель всяческих наград подвижникам, провозгласив победителям различные венцы (stejanos), Он увенчивает их за добродетели различными дарами. Доброму же, украшенному благочестием василевсу предуготованы, говорит, еще большие за его подвиги награды, и начатки их позволяет ему праздновать даже здесь, - позволяет совершать праздник, составленный из чисел совершенных[22], из монады утроенной и помноженной на десять. Из этих чисел первое - триада (troadoV) есть порождение монады, а монада есть мать чисел, старше всех месяцев, годовых времен, годов и всяких периодов времени. Вообще, монаду (monada) получившую имя от постоянства (menein) справедливо можно назвать началом, основанием и стихией всякого множества, потому именно, что когда каждое множество, через вычитание и сложение чисел, либо уменьшается, либо увеличивается, одна монада сохраняет постоянство и неизменность, ибо отделяется от всякого множества и от родившихся из нее чисел. Она носит в себе образ неделимой и от всего отделенной сущности, силой и причастием которой произведена природа всякого бытия, ибо монада дает бытие каждому числу, так как всякое множество получается через совокупление и приложение монад. Без монады нельзя представлять сущности чисел, между тем как сама она может существовать и без множества, поскольку сама она несравненно выше и превосходнее всякого числа, ибо все творит и устанавливает, не увеличиваясь ни от чего другого[23]. Ей сродни и триада: она также нерассекаема и неделима, она есть первая величина, состоящая из четных и нечетных чисел, ибо четное - два, присоединив к себе монаду, произвело первую нечетную природу триады. Триада указала на справедливость, ибо привела к понятию о равенстве, потому что в ней начало, средина и конец - равны. Все это есть образ Триады мистической, всесвятой и царственной, Которая, имея природу безначальную (anorcon) и нерожденную (agenhtou), носит в себе семена, основания и причины сущности всего рожденного; так что сила Троицы справедливо почитается началом всякого бытия. Наконец, декада заключает в себе предел всех чисел: она останавливает все, до себя доходящее, и справедливо названа числом полным и совершенным, потому что обнимает собой все идеи (ideas), и меры всех чисел, причин, согласий и гармоний. Монады, увеличивающиеся через сложение, ограничиваются в самом деле десятью. Имея в декаде мать и очерченную границу, они совершают в ней свой круговой бег, пройдя же второй круг, третий, четвертый и так далее - до десяти, из десяти декад производят сотни и потом возвращаются к прежней точке разрушения. Отсюда снова начав свое движение и совершив его десять раз, то есть обойдя свой путь десятижды сто, на обратном пути по тем же кругам, через возвращение из себя на самих себя, пробегают огромные расстояния. Таким образом, десятая часть десяти есть монада, и десять монад составляют одну декаду. Декада есть предел монад, есть их круг, их грань, круг бесконечности чисел, грань - конец монад. Троица, в соединении с декадой, совершив три раза период десяти кругов, рождает число самое естественное - тридцать, ибо, что в монадах триада, то в декадах тридцатка: она есть постоянный предел второго, после солнца, великого светила, ибо период луны, от первого сближения ее с солнцем до второго, составляют круг месяца, после чего, получив снова начало рождения, она озаряется новым светом и проявляет новые дни, украшенные тридцатью монадами[24], - она прославляется тремя декадами и сияет десятью триадами.

Того же самого удостоенная от Подателя всех благ миродержавная (kosmokratorikhV) власть василевса-победителя получает ныне новые дары правления. Только что совершив праздник тридцатилетия, теперь она достигла долженствующих размеров времени и наперед уже услаждается надеждами на будущие блага в небесном царстве. Там, вокруг Всецаря течет не одно солнце, но целые легионы бесчисленных светов (strataifwton), и каждый из них превосходнее света солнечного, потому что все они озарены и блистают сиянием лучей, исходящих из вечного источника. Там жизнь души протекает в нетленной красоте добродетелей, там она не знает никакой скуки, там - наслаждение здравыми и всесвятыми удовольствиями, там - время без времени, оно длится, но не оканчивается, а идет в бесконечность, не измеряется днями, месяцами, кругами годов и периодами годовых времен, но становится одной, простирающейся беспредельно жизнью. И эта жизнь освещается не солнцем, озаряется не множеством звезд и не сиянием луны: ее светило есть Бог-Слово, единородный Сын Всецаря. Посему-то мистическое богословие именует Его Солнцем правды, светом превыше всех светов и разумов. И мы веруем, что преблаженные силы Он озаряет лучами правды и светом мудрости и, оправдывая свои обетования самым делом, воспитанные благочестием души приемлет, вместо небесной сферы, в собственные недра. Впрочем, и око смертных не видит, и ухо не слышит, и облеченный плотью ум не знает, что уготовано для людей, украшенных благочестием, что уготовано и для тебя, василевс благочестивейший, для тебя, которому одному от века сам Бог, Всецарь, поручил очистить жизнь человеков, которому указал также и спасительное свое знамя, чтобы, победив им смерть, воздвигнуть его как трофей над врагами. Этот-то победный трофей[25], страх демонов, противопоставив идолам заблуждения, ты одержал победу над всеми нечестивыми противниками и варварами, даже над варварами другого рода, то есть демонами.

7. Так как в нас соединены две природы: душа и тело, и одна из них для всех видима, а другая невидима, то им противодействуют и два враждебных рода, один воюет сокровенно, а другой - явно; на тела враги нападают телами, а обнаженную от телесности душу осаждают бестелесными средствами.

Отсюда, Богом почитается у них рождение тел, другим же, противоположным Ему, называют они разрушение и разложение их.

Притом, будучи разрушаемыми смертью, они никак не думали, что подвергнутся воздаянию, и, совершая дела, достойные тысячи смертей, проводили жизнь, чуждую жизни. Не имея в уме Бога и не ожидая суда Божьего, не поддерживая в себе памятования о сущности своей души, но обращаясь к одному, страшному покровителю, - к смерти, и происходящее отсюда разрушение тел и разложение всего почитая собственной своей природой, они называли смерть великим Богом и богачом (plousion), или, что то же, - Ганимедом. Впрочем, смерть была у них не единственным божеством, еще прежде ее они чтили все располагавшее к страстной жизни, именно богом признавали удовольствие плоти, богом пищу, богом - возрастание ее, богом - древесные плоды, богом - пьяное пированье, богом - телесное вожделение, богом - наслаждение телесными видами. Отсюда - таинства Деметры[28] и Прозерпины (ferejatthV), в которых похищение и возвращение Коры[29], совершенное Адонисом[30], отсюда - посвящения[31] Диониса[32] и победа пьянства, как высшего божества[33], над Гераклом[34] отсюда - любодейные оргии Эрота[35] и Афродиты[36], отсюда сам Зевс исполнен неистовой любви к женщинам и Ганимеду[37], отсюда - соблазнительные повести мифологии о сладострастии и любострастии богов. Столькими-то стрелам богопротивного заблуждения страшные варвары и враги Всецаря уязвили жителей земли и поработили весь род их, так что всюду на земле воздвигли памятники безбожия и по всем углам ее построили храмы и капища ложного богословия.

Все это, из любви и стремления к Царю, казалось им приятнее всякого блага и всякого удовольствия. Не менее мужей явили в сем случае твердость и юные души жен. Некоторые из них, совершив одинаковые с мужами подвиги, одинаковые за свою доблесть приняли и награды, другие, влекомые для растления тел, скорее предавали душу смерти, чем тело растлению, а тысячи иных, не имея возможности даже и слухом коснуться угрозы блуда, произносимой народными правителями, с решимостью подвергались всем родам колесования и выслушивали всякий смертный приговор. Так подвизались в борьбе с многобожным воинством крепкие в вере поборники великого Царя, а враги Божьи и противники спасения человеков, хуже всякого необузданного варвара, между тем взирали с радостью на пролитие человеческой крови, когда слуги их, приготовляя это бедственное и нечестивое пиршество на пагубу всего нашего рода, подносили им наполненные кровью неправедного убийства чаши.

А великому Царю предстояло позаботиться не о бессловесном животном. Он заботился обо всем своем воинстве и о тех, которые за Него подвизались. Приемля их подвиги и борьбу за благочестие, одних Он приводил к Себе, удостаивал победных наград, и вписывал в ангельские сонмы на небесах, а других хранил на земле, как семена, передающие потомству жизнь благочестия, и вместе с тем, как очевидцев суда над нечестивыми и повествователей обо всем совершившемся. Когда же простер свою десницу для отмщения врагам, то одним мановением истребил всех их, однако же на них предварительно посылал небесные бичи и тем заставил их нехотя, собственными устами воспеть покаянную песнь о своих согрешениях, а лежавших долу восстановил, уничиженных некогда и всеми отверженных возвысил. Это-то совершил великий Царь небесный для земли, когда в лице своего слуги приготовил поборника непобедимого, и царь земной от избытка благочестия с радостью носит такое название. Воздвигнув его одного против многих, Бог явил в нем победителя всего рода врагов. Враги были бесчисленны, у них, как у демонов, много находилось и друзей, или, лучше сказать, они были, как и есть - ничто, а василевс - один к одному, это образ единого Всецаря. Те, имея безбожную душу, кровожадно умерщвляли мужей благочестивых, а он, подражая своему Спасителю и умея только спасать, спасал и научал благочестию самих безбожников. Таким образом, как истинный победитель, он победил оба те рода варваров: буйные толпы людей укротил разумными представлениями, приучил их подчиняться и повиноваться лучшим, и от беззаконной и зверской жизни перевел к разумной и законной, а неистовую и разъяренную природу невидимых демонов, как уже прежде Всеблагим побужденную, обличил самыми делами. Ибо общий всех Спаситель невидимо победил врагов невидимых а он, как помощник великого Царя, преследовал побежденных, обнажил давно умерших и погибших, и добычу щедро разделил между воинствами победителя.

8. Узнав, что многие, подобно неразумным детям, малодушно боятся вылитых из золота и серебра страшилищ заблуждения, Константин признал нужным, уничтожить их, как камни преткновения, брошенные под ноги людей, ходящих во тьме, и через то царский путь сделать для всех легким и гладким. Придя к сей мысли, он рассудил, что для осуществления ее не нужно ни гоплитов, ни многочисленного войска, и довольствовался услугой одного или двух преданных себе лиц, которых одним мановением послал во все провинции. Эти уполномоченные слуги благочестия являлись среди многочисленных народных собраний, и делали сходки по всем городам и селениям, преданным застарелому заблуждению.

При этом дивный василевс совершал и другое нечто. Когда мертвые идолы из драгоценного вещества были таким образом разложены, он приступил и к идолам, вылитым из меди, и эти также узники, боги старых сказок, увозились опутанные волосяными веревками. После сего великой василевс как бы зажег некий светлогopящий факел и царственным своим оком смотрел, не скрывается ли где-либо остатков заблуждения. Как яснозоркий, поднебесный орел с высоты видит отдаленнейшие земные предметы, так и он, обитая в царском жилище прекрасного своего города, издали увидел некую гибельную сеть для уловления душ, скрывавшуюся в стране финикийской. Это были роща и капище - не в середине города, не на площадях и улицах, где устраивали их множество для украшения городов, то и другое находилось в месте пустынном, вдали от распутий и больших дорог, на одной из высот Ливана, и посвящено было бесстыдной богине Афродите.

Над совершавшимися там поступками наблюдателей не было, потому что ни один честный человек не решался войти туда, однако же от великого василевса они укрыться не могли. Узнав о них силой собственной царской прозорливости, он счел самое то капище недостойным солнечного света и повелел истребить его до основания со всеми находившимися в нем вещами. Итак, по мановению василевса, тотчас разрушены были все вымыслы распутства и заблуждения воинский отряд занялся очищением того места, и люди, дотоле развратные, грозной волей василевса научены воздержанию. Сим средством сделав очевидными для всех обманы зла, василевс через это самое проповедал всем своего Спасителя. А схваченным тут не покровительствовал и не помогал никто, - ни демон, ни Бог, ни провещатель, ни гадатель, ибо души людей уже не заблуждались среди глубокой тьмы, но, озаренные лучами неложного благочестия, порицали невежество своих предков и сожалели об их слепоте, себя же, как избавившихся от ужасного заблуждения, почитали блаженными. Так-то, по благоволению великого Бога и содействию василевса, в короткое время исчез весь род врагов и противников видимых и невидимых, и вожделенный, благопопечительный о воспитании юношества мир воцарился во всех жилищах человека. Не было больше войн, потому что не осталось врагов, не было битв по селениям и городам, какие случались прежде, когда процветало идолослужение, люди не проливали уже крови, как бывало во времена многобожеского безумия.

9. Теперь время сличить новое со старым и вникнуть в перемену худшего на лучшее, время обсудить и сообразить, с каким тщанием в древности украшались у них во всяком городе и преддверия домов, и капища, и рощи, и жертвенники. Храмы их увенчивались многочисленными приношениями, и боги в сих храмах у тогдашних тиранов пользовались великой честью, а областные и деревенские жители выражали уважение к отечественным обычаям, расставляя статуи в селениях и в каждом месте, даже в домах, кладовых и дворцах. Плодом такой их набожности был не взаимный мир, видимый ныне очами, но совершенно противное тому: войны, брани и возмущения, от которых они страдали в течение целой жизни, наполняли их страны кровью и междоусобными убийствами. Между тем, чтимые ими боги, с великим бесстыдством обещавшие тогдашним властителям пророчествовать, провещевать и предузнавать будущее, не сумели предвидеть и собственной своей погибели, или предсказать о самих себе. Это могло бы быть уже самым твердым основанием к обличению обмана. В самом деле, никто из этих, удивительных в древности по своим предвещаниям, оракулов не предсказал ни славнейшего пришествия общего Спасителя, ни новой проповеди преподанного Им богопознания. Даже сам Пифий[38], или кто-либо другой из главнейших демонов, не предузнал собственного запустения, не предрек о своем Победителе, не предвидел своего Истребителя.

Константин же, облекшись в броню благочестия, противопоставил толпе противников спасительное и животворящее знамя, как некое устрашение угрожающее злу, и в одно время одержал победу над врагами и демонами. Потом, от признательного сердца вознося благодарственную молитву Виновнику победы, он и громким словом, и памятниками возвестил об этом победоносном знамени всем людям. Сей великий трофей над всеми врагами водрузив среди царственного города, он повелел признавать это, спасительное и животворящее знамя, устрашением римской власти и вообще всего царства. Признавать его таким научил он всех людей, а особенно воинов, которым более других надлежало возлагать надежду не на копья, не на вооружение, и не на телесную крепость, но должно было знать Бога всяческих, как Подателя всех благ и самой победы. Для своих воинств василевс же опять (парадоксально!)

Притом, сделавшись учителем добра для самого себя и прославляя Спасителя в царских своих чертогах, он то исполнял божественные уставы молитвами, то назидал свою душу слушанием священных писаний. Слугами же его и служащими, равно как стражами всего его дома, были мужи, посвященные Богу, люди, украшенные чистотой жизни и добродетелью, самые дорифоры, верные телохранители (sumatofulakeV), вооруженные нравами благорасположения, видели в василевсе учителя благочестивой жизни. А василевс, между тем, чтил победоносное знамя, ибо на деле испытал его божественность.