Современная практика православного благочестия. Том 1

Но повторяем, что таких людей, которые ставят себе высшие цели служения человечеству, очень мало. И обычно, несмотря на величие человеческого разума, жизнь человека жалка, пуста, бесцельна и наполнена суетою и заботами о теле подобно животным.

О глубокой порче современного человечества так пишет о. Павел Флоренский ("Общечеловеческие корни идеализма"):

"Распались начала внутренней жизни: святыни, красота, добро, польза не только не образуют единого целого, но даже и в мыслях не подлежат теперь слиянию.

Современная святыня робка и жмется в затаенный, ни для чего более не нужный уголок души.

Красота бездейственна и мечтательна, добро - ригористично; польза - пресловутый кумир наших дней - нагла и жестока. Жизнь распылилась".

А архиепископ Иоанн пишет:

"Затормошенные и оглушенные суетой люди уже не способны думать об истинах великих и вечных, для постижения которых нужна хотя бы минута Божественного молчания в сердце, хотя бы мгновение святой тишины".

Поэтому жизнь и была определена Соломоном, как "суета сует" (Еккл. 1, 2). И тогда нет у человека ответа на вопрос премудрого: "Что пользы человеку от всех трудов его?" (Еккл. 1, 3).

Но не ради такого жалкого положения был создан человек. И не "суета сует" была предназначена ему в удел по предначертанию Творца Вселенной.

Он создан был по образу и подобию Самого Бога, наделен могуществом разума, поставлен владыкой над животным миром и царем над природой, и, наконец, человеку даровано было наивысшее благо - бессмертие его души.

Как пишет о. Иоанн С: "Человек есть чудное, величественное, премудрое, художественное произведение совершеннейшего Художника - Бога".

А архимандрит (впоследствии Патриарх) Сергий говорит: "Как образ и подобие Божие человек наделен богоподобными свойствами и бесконечными стремлениями. Он не удовлетворяется одной видимостью явлений, одной показной стороной жизни, он ищет ее оснований и таким образом доходит до последнего основания, т. е. ищет Бога и богообщения".

По словам прп. Серафима, первый человек Адам был таков, что "ни вода его не топила, ни огонь не мог жечь, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни повредить каким бы то ни было, ныне во вред сущим нам, своим действием, и все покорно ему было как любимцу Божию, как царю и обладателю твари, и все любовались на него как на всесовершенный венец творений Божиих, превосходящий всю сущую на земле, и на водах, и в воздухе тварь Божию".

Грех - преслушание воле Божией - привел человека к смерти тела и к опустошению, разложению души.