Современная практика православного благочестия. Том 1

Здесь достаточно вспомнить хотя бы слова апостола Павла из 13-й главы Послания к Коринфянам: "И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы" (ст. 3).

Протестанты считают, что дело спасения совершено уже для верующих Самим Христом - искуплением Его Кровию грешного рода человеческого. По их мнению, надо иметь лишь веру во Христа - и тогда верующий, как бы автоматически, уже спасен одной верой.

Основываясь на выбранных из Евангелия отдельных текстах ("верующий в Него не судится" - Ин. 3, 18), они не дают себе труда задуматься хотя бы над текстом той же 13-й главы Послания к Коринфянам апостола Павла, где говорится: "Если имею... и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто".

Что же касается слов апостола Иакова: "Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (Иак. 2, 17), то протестанты отвергают подлинность Послания апостола Иакова.

Нам, христианам, из Православия надо твердо знать, что не одни дела благочестия: милостыня, соблюдение поста и посещение храма - откроют нам двери Царства Небесного. Недостаточно и одной лишь веры во Христа и Его искупительной жертвы, чтобы спастись.

Без преображения души христианина, без очищения ее от страстей и пристрастий и без развития еще здесь, на земле, в душе Христовых добродетелей: Его любви, смирения, кротости, послушания и т. д. - нет у нас надежды на то, что можем мы войти в Царство Небесное и быть среди душ святых и праведников.

Как пишет прп. Симеон Новый Богослов: "Если не сделаем душ своих очищенными покаянием и преисполненными света, то никакой не принесут нам пользы все другие дела".

ИСТОЧНИК ВСЯКОЙ ЖИЗНИ - ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА. Глава 2. БОГ И БОГОПОЗНАНИЕ

Бог есть любовь.

1 Ин. 4, 8

Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель.

Исх. 20, 5

Нет другого способа познать Бога, как жить в Нем.

Прп. Симеон Новый Богослов

Из всех земных творений только человек создан по "образу и подобию Его" (Быт. 1, 26).

Отсюда только может человек в какой-то мере познавать Бога и в какой-то степени уподобляться Ему.

Для того и другого есть несколько путей и много (точнее бесконечное количество) степеней познания и уподобления. Условно разделим это познание на три части.

1. Бог начинает познаваться преимущественно разумом, и в человеке зарождается вера.

2. В богопознании участвует и сердце человеческое. Оно постигает милосердие, всепрощение Божие и Его любовь к людям. Сердце человеческое начинает загораться ответной любовью.

3. Наконец, любовь к Богу разгорается в пламя и становится ведущим началом жизни; тогда душа реально приобщается к (богопознанию) богообщению.

Начнем с познания Бога разумом. Есть несколько путей для начала познания Бога разумом. Апостол Павел говорит: "Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира, через рассмотрение творений видимы" (Рим. 1, 20).