Современная практика православного благочестия. Том 1

Мы стараемся настоять на своем, спорим, раздражаемся, часто грозим, а когда имеем власть - и наказываем. На страхе наказания и возмездия строится вся общественная и государственная и, в значительной мере, семейная системы взаимоотношений.

Не так влиял на людей Господь. Он - Всемогущий - не проявлял ни малейшего давления на свободную волю людей. Как пишет схиархимандрит Софроний: "Бог бережет свободу человека как самое драгоценное начало в нем, и потому смирением влечет душу к любви Своей".

* * *

Священное Писание часто называет Бога "ревнителем": "Ибо Я Господь Бог твой, Бог ревнитель" (Исх. 20, 5). "Имя Его - ревнитель" (Исх. 34, 14) - т. е. усердный защитник истины, добра и справедливости. Ему принадлежит полнота деятельной любви. "До ревности любит дух, живущий в нас", - пишет апостол Иаков (Иак. 4, 5).

Но сатана сумел привить гордость огромной части человечества и развить в нем безверие, пороки самомнения, самоволия, самолюбования, самопочитания. Это смертельная болезнь души, поразившая мир, и в особенности современный мир, вступивший в период отступления от Христа и Бога.

Будет ли с этим мириться Бог ревнитель? Нет, Его ревность к добру не мирится с отступлениями от Него, и вся мировая история свидетельствует об этом - свидетельствует войнами, голодом, эпидемиями, землетрясениями и другими бедствиями.

Поражая тело, Бог хочет спасти душу. Он делает так потому, что любит и не мирится с изменой человека. И здесь вразумление бедствиями есть прежде всего проявление Его любви: "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю" (Откр. 3, 19).

Приписывая Богу те или иные свойства человеческой души - гнев, радость и т. п., мы, однако, должны помнить, что по отношению к Богу мала вместимость нашего слова, поскольку Бог непостижим для человека по Своей сущности.

Об этом так пишет прп. Антоний Великий:

"Бог Благ и Бесстрастен и Неизменим. Если кто, признавая благославным (( Благославный - честный, имеющий добрую славу. Прим. авт.)). и истинным то, что Бог не изменяется, - недоумевает, однако же, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников, гневается, а когда они каются, является милостив к ним, то на это надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти.

Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог Благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем с Богом в общение - по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отдаляемся от Бога - по несходству с Ним.

Живя добродетельно - мы бываем Божиими; а делаясь злыми - становимся отверженными от Него; а это не то значит, что бы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют.

Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать "Бог отвращается от злых" есть то же, что сказать "солнце скрывается от лишенных зрения"".

* * *