Современная практика православного благочестия. Том 1

Вряд ли можно подробно говорить о всех следствиях богообщения.

Богообщению сопутствует процесс преображения души - перерождения "внешнего" человека во "внутреннего" (или душевного в духовного), процесс метаморфозы (превращения) пороков души в христианские добродетели; процесс зарождения и развития в душе внутреннего зрения и внутреннего слуха, т. е. способности замечать и видеть свои грехи, страсти, пристрастия и недостатки. В итоге оно ведет к приобщению души к "совершенной радости" Христовой.

Все вышеизложенное и составляет основную задачу наших очерков в целом и будет обсуждаться на многих страницах.

Следует оговориться при этом, что как много форм, так и еще более ступеней у богообщения, и здесь возможно, а для нас и уместно, говорить лишь о первоначальных ступенях.

Те, кто достигал в Церкви Христовой более высоких ступеней богообщения, обычно не рассказывали о них по смирению и скромности.

Лишь из наиболее великих святых некоторые дерзали делать это, имея целью поведать людям о чудесах Божиих и Его беспредельном милосердии для укрепления веры христианской. Можно думать, что признаком начала богообщения будет свободное исполнение христианином заповеди Христовой, по слову апостола Павла:

1) "непрестанно молитесь";

2) "за все благодарите";

3) "всегда радуйтесь" (1 Фес. 5, 16-18).

Из заветов своим духовным детям старца о. Алексия М.:

4) "совсем, совсем забудьте о себе";

5) "будьте для всех солнышками";

6) "во всяком человеке усматривайте все хорошее";

7) "не замечайте в нем ничего дурного".

При богообщении достигается и цель жизни христианина - стяжать Духа Божия, т. е. проникнуться Им, слиться с Ним, сделать себя неотделимым от Него, жить и дышать Им, заполнять Им душу, ум, сердце и волю. На вопрос "Что делает человека человеком?" можно ответить: "Богообщение". И это решает судьбу человека и пригодность его к вечной жизни. Без общения с Богом человек ниспадает до цивилизованного животного, мертвого духовно и отсюда слепого по отношению к духовному миру.

Устраняясь же от богообщения и не желая "знать Бога", человек устраняет себя от Предвечной красоты, загнивает душой и как нарушающий своим безобразием мировую гармонию должен быть устранен от последующих этапов в развитии мироздания, т. е. не допущен для обитания на "новой земле" и "новом небе" (Откр. 21, 1).

Глава 4. СЫН БОЖИЙ - ГОСПОДЬ НАШ ИИСУС ХРИСТОС

Я есмь путь и истина и жизнь.

Ин. 14, 6

Веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

1Ин. 5, 13