Современная практика православного благочестия. Том 1

Согласно тексту Евангелия от Луки, Господь заканчивает Свою беседу о молитве "Отче наш" и о постоянстве в молитве прямым указанием на то, о чем мы должны просить у Него. Он говорит: "Тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него" (Лк. 11, 13). Вот достойный предмет наших просьб и, очевидно, крайне для нас необходимый. И это находится в полном согласии с указанием о цели нашей жизни прп. Серафима, заключающейся в стяжании Духа Святого.

В соответствии с этими словами Господа Церковь и составила молитву "Царю Небесный", которая и ставится ею как начальная в обычном молитвенном правиле. В начале этой молитвы перечисляются свойства Святого Духа, чтобы христианину легче было его почувствовать и полнее войти в Его мыслительный образ. Из Его свойств на первом месте стоит "Утешитель" - как называл Святого Духа Сам Господь.

Это самое характерное из Его свойств - ибо пребывание с христианином Духа Святого неизменно и прежде всего несет с собой "утешение" - мир и тишину на сердце, тихую радость, умиление, теплоту любви к Богу и людям.

Отец Иоанн С. пишет: "Различай в себе Духа Животворящего и духа мертвящего, убивающего твою душу. Когда в душе твоей мысли добрые, тебе благо, легко; когда на сердце спокойствие и радость, тогда в тебе Духблагий, Дух Святый; а когда в тебе недобрые помыслы или недобрые сердечные движения, тогда худо, тяжело; когда ты внутренне смущен, тогда в тебе дух злой, лукавый дух.

Дух лукавый есть дух сомнения, неверия, страстей, тесноты, скорби, смущения. А Дух благий есть дух несомненной веры, дух добродетелей, дух свободы духовной и широты, дух мира и радости. По этим признакам знай, когда в тебе Дух Божий и когда - дух злой".

Показателем сопребывания с христианином Святого Духа Божия является и отношение к ближним.

Если человек в отношениях с людьми проявляет к ним сердечность, ведет разговор с ними словами, исполненными любви, смирения, кротости, доброжелательства, уступчивости, при всегдашней готовности служить им и их интересы ставить выше своих, то все это свидетельствует о том, что христианин находится в Духе Святом Божием.

Иначе же человеком владеет темная сила, проявляющаяся в раздражении (хотя бы и легчайшем), сухости тона, неуступчивости, дурном или подавленном состоянии духа и отказе в просьбах (даже легко исполнимых) и т. п.

Пусть тогда (в последнем случае) христианин встанет на молитву или внутренне обращается к Богу с просьбой прогнать от него того лукавого духа, который владеет им в этот момент и мешает схождению к душе его благодати Святого Духа.

Отсюда понятно старинное русское выражение про человека раздраженного - "он не в духе". Очевидно, здесь надо писать слово "Дух" с большой буквы, так как здесь старые благочестивые люди, очевидно, говорили о Святом Духе, Который покидает раздраженного человека.

Слово "дух" означает также силу души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость, доблесть. (Прим. авт.)

Далее в молитве Он называется "Духом истины". Господь Сам назвал Его "Духом истины" (Ин. 15, 26), говорил Своим ученикам, что по Своем пришествии Святой Дух "наставит вас на всякую истину".

Затем, свойством Святого Духа является: "Везде сущий и все исполняющий". Он же является источником "сокровища благих и жизни Подателем".

После перечисления этих свойств Святого Духа в молитве, в завершении ее, имеется просьба к Нему - прийти к нам, вселиться в нас и очистить наши души "от всякия скверны", а через это их спасти. По существу, можно ли христианину просить еще чего-либо более?