Contemporary Practice of Orthodox Piety. Volume 2
Как и всякую, Иисусову молитву по ее способу творения можно подразделить на устную, умную и сердечную с переходами между этими тремя ее ступенями. Притчу о Царстве Небесном и о закваске, которую "женщина положила в три меры муки" (Мф. 13, 33), св. отцы объясняют так.
Царствие Небесное, которое "внутри нас есть" (Лк. 17, 21), достигается преображением нас непрестанной молитвой так же в три ступени.
На первой ступени христианин осваивает привычку непрестанной Иисусовой молитвы лишь устами.
На второй ступени молитва утверждается уже в уме с непрерывным вниманием к ней.
На третьей ступени размягчается и умиляется сердце, и молитва непрестанно творится, питая христианина миром и радостью.
Приучать себя к Иисусовой молитве, конечно, лучше всего под руководством опытных в ней молитвенников. Но таких так трудно найти. Тогда при отсутствии их можно руководствоваться соответствующей литературой по ней, которая довольно обширна.
Много места уделяется Иисусовой молитве в 5-м томе "Добротолюбия". Учение о ней изложено также в сочинениях Преосвященного Игнатия (Брянчанинова) и о. Валентина Свенцицкого. Увлекательное повествование о ней имеется в двух частях "Откровенных рассказов странника духовному отцу своему".
Первая часть была выпущена несколькими изданиями Михаило-Архангельским Черемисским монастырем; рукопись второй была найдена в бумагах старца о. Амвросия Оптинского и издана Оптиной пустынью.
Обычно для начала молящимся рекомендуют включение в вечернее, а кто может, то и в утреннее правило по 100 молитв Иисусовых, отсчитывая их по четкам. В дальнейшем число их постепенно увеличивают. В Оптиной пустыни и в некоторых других монастырях монахи обязаны были в вечерней келейной молитве читать "пятисотницу", т. е. выполнять ее 500 раз.
При этом всегда рекомендуется читать молитву в течение дня, когда для этого бывает возможность, - за работой, на ходу, в постели и т. д.
В "Откровенных рассказах" странник вначале, по указанию своего старца, совершал ежедневно 3000 молитв. Потом старец увеличил это число до 6000 и наконец до 12 000.
Странник был совершенно свободен от всяких житейских обязанностей и смог, хотя и с трудом, устно выполнять эти 12 000 молитв.
Так овладел он вначале устной молитвой, а под конец получил и дар непрерывной сердечной молитвы. (Выдержки из его рассказа приводятся ниже в приложении к гл. 13).
"Как навыкнуть молитве Иисусовой?" На этот вопрос еп. Феофан Затворник дает такой совет:
"Стать пред иконами в молитвенное положение (можно сесть) и, низведши внимание туда, где место сердца, творить неспешно Иисусову молитву при памятовании присутствия Божия.
Так полчаса, час и больше. Сначала трудновато, а когда навык приобретется, - это будет совершаться как бы натурально, как дыхание".
Для христиан, живущих в миру, в качестве руководства при начале чтения Иисусовой молитвы устами можно иметь следующие наставления о ней старца о. Алексия М.:
"Молитву Иисусову - Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную) - читать надо, но читать просто. Совсем, совсем просто. В простоте вся ее сила. Нельзя думать ни о каком "творении" или "сердечном делании" молитвы, как это было у св. отцов и у пустынников. Последнее является действительно трудным и великим подвигом, опасным для новоначальных и невозможным в миру.
Чувство является уже от простого повторения великих слов молитвы, и через него появляется и молитвенное настроение. Одно имя Иисуса, произносимое с горячей любовью, будет само по себе очищать всего внешнего и внутреннего человека и само творить в душе его молитву, невзирая на окружающее.Как о любимом предмете всегда думает человек, так о Господе должен он думать, носить Его в себе, находиться перед Его лицом и как бы в постоянной беседе с Ним.
Вначале наибольшее внимание надо обращать на слова "помилуй мя грешного". Эти слова надо читать в покаянии, простоте, с которой молитва должна читаться, и чувство покаяния предохранит душу от различных и подчас очень тонких и опасных искушений (прелести).
Молитву надо читать без счета - как можно чаще, где только возможно: на улице, у себя дома, в гостях, за едой, в постели, за работой и т. п. Дело не в обстановке, а в чувстве, с которым произносится великое имя Иисуса Христа. Читать молитву можно про себя или в уме. Надо читать ее в храме, когда не слышно, что читают, или непонятно, что поют.