St. John Chrysostom, Collected Works. Volume Six. Book Two

Третья книга Царств.

Соломон лишил жизни Адонию за то, что он просил себе Ависагу, и Авиафара лишил священства. Так исполни­лась угроза Божия Илию: Авиафар происходил из его рода. Соломон лишил жизни и Иоава, а вместо Авиафара поставил священником Садока. Семею Соломон дал приказание, чтобы он постоянно оставался в городе; если же когда-нибудь вый­дет, то не останется безнаказанным и подвергнется смертной казни. Но у него убежали рабы; забыв о приказании, он вы­шел искать их; Соломон узнал об этом и лишил его жизни. Далее следует повествование о мудрости Соломона, о мире, бывшем при нем, о великолепии его стола, о колесни­цах, конях и всякого рода богатстве. Соломон испрашивает себе мудрости у Бога. Тогда он производит суд над женщи­нами, пришедшими к нему судиться из-за младенца. Опять говорится о мудрости Соломона, о великолепии его стола и о том, кто служил ему. Он посылает к Хираму, царю тир­скому, просить плотников в наймы; тот и доставил их. Здесь перечисляются работы и количество материалов, приго­товленных для храма. Потом говорится о построении храма. Соломон молится в храме, приносит жертвы и обновляет дом. Бог обещает ему блага, если он сохранит Его запо­веди, и угрожает противным, если он преступит их. У него был корабль, привозивший золото. Говорится о царице Юга, приходившей послушать мудрости его; о великом богатстве его, о золотом оружии, которое он сделал, о царстве его, от ка­ких до каких пределов оно простиралось. Далее об идоло­служении его и об оскорблении, которым он прогневал Бога. За это Бог угрожает ему разрушением царства, прекращением мира. Против него восстают Адер Идумеянин и Разон (у св. И. Златоуста: Ездром); восстает против него и раб его Иеровоам. К Иеровоаму при­ходит пророк Ахия и велит ему разорвать одежду на десять частей, предсказывая ему, что он будет царствовать над де­сятью коленами. Так как Соломон хотел убить его, то он убежал в Египет; он возвратился из Египта по смерти Соломона. Народ, пришедши к Ровоаму, сыну Соломонову, про­сил, чтобы правление его было более легким, нежели Соломо­ново; но он, по внушению некоторых молодых сверстников своих, грозил, что оно будет для них еще более тяжким. Потому отделились десять колен и сделали своим царем Иеровоама. Когда Ровоам хотел воевать против Иеровоама, Бог не допустил этого. Когда заболело дитя у Иеровоама, он посылает свою жену к пророку Ахии узнать об исходе бо­лезни. Тот сказал, что дитя умрет, и оно умерло. Иеровоам ставит двух тельцов, одного в Вефиле и другого в Дане, чтобы народ не ходил в Иерусалим. Когда он там прино­сил жертву, пришел человек Божий и предсказал об Иосии. Тогда иссохла рука царя и рассыпался жертвенник; но по мо­литве пророка Божия царь исцелился. Он приглашал пророка к своему столу, но тот отказался, соблюдая заповедь Божию, которую после нарушил, за что и был умерщвлен львом. Иеровоам оставался в своем нечестии; и Ровоам предавался идолослужению во все годы своего царствования. Пришел Суса­ким и взял сокровища. После Ровоама царствовал Авия, сын его, а после этого сын Авии — Аса. После Иеровоама царствовал сын его Нават (в тексте Адав); его умертвил Вааса, который, воцарившись, вел войну с Асою; последний при помощи (сына) Адера сирий­ского одержал над ним победу. Так как Вааса был нечестив, то Бог угрожал ему великими бедствиями. По смерти его воцарился Ила (Ела), сын его, которого убил Замврий, один из начальников; воцарившись, Замврий истребил дом Ваасы. Когда же он умер, сжегши самого себя, то воцарился Амврий. Когда умер и этот, воцарился Ахаав, сын его. Царствует сын Асы, Иосафат. Пророк Илия угрожает Ахааву бездож­дием на три года и шесть месяцев. Пророка питают вороны. Здесь говорится о вдовице сарептской, о сосуде елея, о мере муки, о смерти отрока и его воскресении. Илия посылается к Ахааву, приготовляяет жертвоприношение и низводит с неба огонь, который и сожигает жертву. Тогда он, взяв жрецов Вааловых, умертвил их. Затем предсказывает Ахааву о дожде. Взошедши на Кармил, Илия помолился и принес жертву и пошел дождь. Жена Ахаава, Иезавель, угрожает Илие смер­тью; он пошел в пустыню и заснул; разбуженный ангелом Божиим, он нашел опреснок ячменный, съел его и укре­пился. Насытившись этою пищей, он сорок дней шел до Хо- рива. Там он сказал: разрушили Твои жертвенники (3Цар. 19:10). Елисей, оставив запряженных волов, следует за Илиею. Далее повествование о винограднике Навуфея; угроза Иезавели и Ахааву; печаль Ахаава. На израильтян напал (сын) Адера (царь) Сирийский с тридцатью двумя царями, но Ахаав победил их. Напав во второй раз, (сын) Адера потерпел опять великое поражение. Когда же он увидел себя в опасности, то, одевшись в бедную одежду, пришел к Ахааву, называя себя рабом его и усердно умоляя о пощаде. Ахаав посадил его на свою колесницу, оказал ему почести и отпустил в его землю. Приходит пророк, укоряет за это царя и угрожает смертью. Ахаав советуется, должно ли вое­вать с сириянами и, по совету Иосафата, царя иудейского, при­зывает пророка Михея; когда его спросили, он предсказывает бедствия, если начнут войну. Ахаав гневается. Лжепророк Седекия бьет Михея. Ахаав приказывает задержать Михея, как лжепророка, до тех пор, пока окончится война. Вышедши на сражение, Ахаав сказал Иосафату: переменим одежду; я возьму твою, а тебе отдам свою (3Цар.22:30). Так они и сделали. Между тем воины получили приказание от своего царя, оставив всех, нападать на одного царя израильского; увидев Иосафата, царя иудейского, и приняв его за царя израиль­ского, потому что одежда обманула их, они окружили его, на­мереваясь убить. Но он закричал и избавился от опасности. Один воин пустил стрелу в Ахаава, и у него потекла кровь. Ее обмывали в источнике, и блудницы омывались в крови его, и собаки лизали ее. После Ахаава воцарился Охозия, сын его. А Иосафат за то, что был другом Ахаава, был наказан расстройством в делах своих.

Четвертая книга Царств.

Охозия, заболев, послал спросить у Ваала, выздоровеет ли он. Пророк Илия, встретив посланных, велел им возвра­титься и сказать, что не выздоровеет. Охозия, узнав, что это Илия, посылал к нему два раза пятидесятиначальников, и каждый из них с пятьюдесятью воинами был истреблен огнем; Илия получает повеление идти с третьим. Пришедши, он сказал, что царь умрет. После него царствовал брат его Иорам, потому что у него не было сына. Здесь говорится о взятии Илии на небо. Сыны пророческие, увидев Елисея, иду­щего чрез Иордан посуху, сказали: опочил дух Илии на Елисее (4Цар.2:15), и просили позволения искать Илию. Он не позволял, а потом позволил, но искавшие не нашли. Делается здоровою вода в Иерихоне. Проходя в Вефиль, Елисей прокли­нает детей, смеявшихся над ним, и их пожирают медведи. Царь моавитский отказался платить обычную дань. Против него начинает войну Иорам, царь израильский, взяв с собою Иосафата, царя иудейского, и царя идумейского. Когда они не на­ходили воды в пустыне и им грозила опасность погибнуть, то по совету Охозии приходят к Елисею. Он гневается на царя израильского и говорит, что не хотел бы и видеть его, разве только ради царя иудейского; предсказывает им не только изо­билие воды, но и победу над моавитянами; что и случилось. Моавитский царь доведен был до такого бедствия, что заколол своего сына на верху стены. Далее говорится о женщине, у ко­торой прибавилось много масла, и о суманитянке, которой, по молитве пророка, дарован сын; а когда он умер, пророк воскресил его. Во время голода он уничтожил ядовитую го­речь в котле и во имя Божие напитал сто мужей двадцатью ячменными хлебами. Нееман, военачальник царя сирийского, поражен был проказою и, пришедши к царю израильскому, требовал врачевания; царь недоумевал и разодрал свои одежды. Елисей призывает Неемана к себе и повелевает ему погру­зиться в Иордане семь раз. Он сначала не хотел и не ве­рил, что исцелеет, а потом, по совету своих слуг, погру­жается и исцеляется. Он давал дары Елисею, но этот не хо­тел принять. Когда же Нееман удалился, то Гиезий, слуга Елисея, догнав его, как бы посланный от Елисея, берет от Неемана два таланта серебра и две одежды. Пришедши к Ели­сею, он старался скрыть это; но пророк обличил его и в наказание поразил его проказою. Сыны пророческие идут ру­бить дрова для строения. Когда топор одного из них упал с топорища, Елисей, отрубив дерево, бросает его в воду, и железо всплыло на поверхность воды. Сирийский царь вел войну с израильским, а Елисей предсказывал действия неприятеля. Узнав об этом, неприятель посылает отряд воинов на Ели­сея; но по молитве пророка пришедшие поражаются слепотою, и он вводит их в средину врагов их. Когда царь хотел умертвить их, Елисей не дозволил, но велел угостить их и отпустить. Настал сильный голод, так что голова осла стоила пятьдесят сиклей, и четверть каба голубиного помета пять сиклей; тогда пришла к царю одна женщина, и обви­няла другую женщину в том, что последняя съела вме­сте с нею сына ее и обещала отдать своего, но не исполнила обещания. Тогда царь разодрал свои одежды и приказал от­рубить голову Елисею. Пророк говорит посланному к нему, что завтра голод прекратится; а так как этот не верил, то предсказывает ему смерть. Четверо прокаженных, изнурен­ные голодом, решаются предать себя врагам, но, пришедши в их лагерь, не находят там ни одного человека, а только палатки, полные великого богатства. Взяв, сколько могли сне­сти, они возвратились и донесли царю. Царь сначала подозре­вал в этом обман, но послав всадников и узнав досто­верно, пустил народ расхищать лагерь; и голод прекратился, а не веривший Елисею был раздавлен толпою и умер. Ели­сей предсказывает женщине, у которой воскресил сына, семи­летний голод, и советует ей переселиться из этой страны. Она переселилась; но когда голод прекратился, возвратилась, и, пришедши к царю, просила, чтобы ей возвратили ее иму­щество. Сирийский царь посылает к Елисею узнать, исцелится ли он от болезни, которою страдает. Пророк сказал при­шедшему, что не исцелится, и вместе предсказал бедствия израильтян. Когда этот царь умер, на его место воцарился Азаил. Когда же скончался Иорам, царь иудейский, преемни­ком ему сделался сын его Охозия. Елисей, послав одного из сынов пророческих, велел помазать Ииуя; воцарившийся Ииуй убивает Иорама и бросает его в виноградник Навуфея, который отнят отцом Иорама. Убив также и Охозию, он вхо­дит в город израильский. Между тем Иезавель, украсив­шись, смотрела сверху. Царь приказал царедворцам сбросить ее и, сброшенная, она умерла. Ииуй умертвил и семьдесят сынов Ахаава, убил и братьев Охозии, истребил и жрецов Ваала и сокрушил самого Ваала. Потом Азаил поражал израильтян. По смерти Ииуя воцаряется Иоахаз, сын его. Го­ворится об Иоасе, царе иудейском, о священнике Иодае и о Гофолии. Израильтяне были преданы врагам и опять Бог уми­лосердился над ними. Когда умер Иоахаз, над израильтя­нами воцаряется Иоас, сын его; пришедши к Елисею, он плакал. Пророк велел ему взять пять стрел и бросать их в землю. Когда он, бросив только три, остановился, то про­рок сказал ему: надобно было бы бить пять или шесть раз, тогда ты побил бы Сириян совершенно, а теперь только три раза поразишь Сириян (4Цар.13:19). Елисей умер и был погребен, и один мертвец, бро­шенный в гробницу его, воскрес. Когда умер Азаил, воца­рился сын его Адер. Иоас трижды поразил сириян и умер; после него воцарился сын его Иеровоам. По смерти Иоаса, царя иудейского, воцарился Амасия, сын его. Поразив идумеев, он сразился и с Иоасом, царем израильским; но Иоас побе­дил его и вошел в Иерусалим. По смерти Иеровоама, над израильтянами воцарился Захария, сын его. По смерти Амасии, царя иудейского, воцарился Азария, который называется и Озиею. При нем начал пророчествовать Осия. Селлум, умертвив Захарию, воцарился над израильтянами. Он пользовался по­мощью Фула, царя ассирийского, давши ему тысячу талантов. Когда он умер, вместо него воцарился Манаим. После Озии над иудеями воцарился сын его Иоафам; а по смерти Иоафама воцарился сын его Ахаз. При нем напали Раассон сирийский и Факей, сын Ромелиев. Ахаз послал к Фелгаффелласару ассирийскому, приглашая его на помощь, и он, пришедши, взял Дамаск и убил Раассона. Салманассар ассирийский напал на Осию, сына Илы, и сделал его своим рабом. Когда же царь ассирийский узнал, что он хочет отложиться и отпра­вить послов к царю ефиопскому, то осадил его, заключил его в оковы, взял Самарию и другие города, а жителей пере­селил в Ассирию. Здесь следует обличение израильтян и иудеев. Выведенные из Вавилона и поселенные в Самарии не боялись Бога, и потому были истребляемы львами. Тогда по­сылается туда священник и научает их закону Божию; но они и Господа боялись, и идолам служили. Говорится о Езекии и ассириянах, о которых говорится и у Исаии; о Манассии и его нечестии, и об убийствах. По смерти его воцарился сын его Амон. По смерти Амона воцарился Иосия, сын его, о котором было предсказано Иеровоаму, рабу Соломонову, когда ис­сохла рука царя. Он очистил Иерусалим и другие места, рас­копал гробницы жрецов идольских и разрушил идолов. О нем сказано, что прежде не было царя подобного ему, который бы обращался к Господу всем сердцем своим и всею душою своею. При нем начал пророчествовать Иеремия; при нем была пророчица Олдана. Когда умертвил его фараон Нехао, воца­рился Иоахаз, сын его. Но фараон, свергнув его, отвел в Египет, где он и умер, а царем поставил сына Иосии Елиа­кима, называвшегося и Иоакимом, и обложил землю данью. Иоаким был первым данником Навуходоносора. Он был выброшен за стены. О нем говорит Иеремия: труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной и ослиным погребением будет он погребен (Иер.36:30; 22:19), потому что он был погребен тогда, когда уже истлел. По смерти Елиакима, или Иоакима, сына Иосии, воцарился Иоаким, сын его, внук Иосии. Этот Иоаким назывался и Иехониею. Царь египет­ский еще не вышел из страны своей, как Навуходоносор, пришедши, осадил город; Иоаким или Иехония вышел к нему с своею матерью. Навуходоносор переселил его в Ва­вилон и поставил царем в Иерусалиме брата отца его, сына Иосии; это был Матфания, иначе Седекия. Когда же он отло­жился от царя вавилонского, то Навуходоносор, пришедши, осадил Иерусалим, взял его и сжег, а Седекию, ослепив, заключил в оковы и отвел в Вавилон. Над оставшимися в Иерусалиме он поставил Годолию. Когда же его убил Измаил, то оставшиеся удалились в Египет. Но после того Евилад Мародах, царь вавилонский, удостоил Иоакима великой чести в Вавилоне. Таким образом царство самарийское, как уже сказано, прекратилось при Осии, сыне Илы, который убил Факея, сына Ромелиева. А царство иерусалимское прекратилось при Седекии. Последний, будучи отведен в Вавилон и лишен зрения, бро­шен был в ров на 27 лет. Но после того царь вавилон­ский возвысил Иоакима, дал ему престол выше других ца­рей, и ел и пил вместе с ним до конца своей жизни. Этим и оканчивается книга, т.е. взятием города и отведением народа в плен. Теперь остается кратко перечислить по этим четырем книгам имена царей иудейских и израильских и показать, каков был конец деятельности каждого из них и сколько лет каждый из них царствовал. По смерти Саула, царствовавшего сорок лет, царство­вал Давид над всеми израильтянами и иудеями сорок лет, а именно, в Хевроне семь лет, и над всеми израильтянами и иудеями тридцать три года. Он творил правду сердцем совершенным. При нем были пророки Нафан и Гад. Соло­мон, сын Давида, царствовал над всем народом также сорок лет, и совершил зло. И при нем были пророки На­фан и Гад. Ровоам, сын его царствовал семнадцать лет и делал зло. При нем царство разделилось и остались с ним в Иерусалиме два колена, Иудино и Вениаминово; в Са­марии же десять колен. При нем были пророки Ахия Силони­тянин и Адда. Авия, сын его, царствовал три года; сердце его не было подобно Давидову, но он ходил во грехах отца своего; и при нем был пророк Адда. Аса, сын его, царство­вал сорок один год и творил правду; впрочем при нем еще оставались высоты (идольские). При нем были пророки Азария, сын Ададов, и Ананий. Иосафат, сын его, царство­вал двадцать пять лет и творил правду; но высоты еще оставались. Впоследствии и он подвергся упреку в нечестии за то, что был в дружбе с Охозиею, царем израильским, и большею частью принимал участие в его делах. При нем были пророки Илия, Елисей, Михей, Ииуй, сын Анания, Ио­зоил, сын Захарии, и Елиезер, сын Додия из Марисиса. Иорам, сын его, царствовал восемь лет и делал зло, по­тому что имел женою дочь Ахаава. И при нем были Илия и Елисей. Охозия, сын его, царствовал один год и делал зло; после него Гофолия, мать его, семь лет. Иоас, сын Охозии, царствовал сорок лет. Он умертвил Захарию и творил правду всею душою своею, пока мудрый Иодай был жив и на­ставлял его. Его убили рабы его, в доме Маллоновом. При нем пророчествовал Захария, сын Иодая. Амасия, сын его, царствовал девятнадцать лет, и сначала творил правду, но не так, как Давид, потому что народ еще приносил жертвы на высотах и не истреблял дубрав. И при нем были пророки, но имена их не записаны. Впоследствии Амасия, пора­зив жителей Сиира, возгордился, стал служить сирийским идолам и был убит, преданный врагам. Азария, он же и Озия, царствовал пятьдесят два года и сначала творил правду, подобно отцу своему; впрочем не истребил высот; но от успехов в делах возгордился и захотел сам воскурить фимиам в храме, что надлежало делать одним священни­кам; за это он был поражен проказою и услышал: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников (2Пар.26:18). При нем был пророк Исаия. Иоафам, сын его, царствовал шестнадцать лет и творил правду, подобно отцу своему; впрочем не истребил высот. И при нем был Исаия. Ахаз, сын его, царствовал шестнадцать лет и делал зло. При нем были Исаия и Одид пророки. Езекия, сын его, царствовал двадцать девять лет и творил правду совершенно подобно Давиду. Он уничтожил медного змия, которого пове­сил Моисей. При нем Сеннахирим и Рапсак, ассирияне, произносившие хулу, были поражены, а потом явившийся ангел истребил у них сто восемьдесят пять тысяч человек в одну ночь. Когда Езекия был близок к смерти, ему была про­должена жизнь на пятнадцать лет. Манассия, сын его царство­вал пятьдесят лет и делал зло. Он восстановил то, что разрушил Езекия и был вторым Иеровоамом для иудеев, так что за него пострадал Иерусалим, подобно Самарии, и о нем сказано: он завлек Иуду в грех (4Цар.21:16). Потому он и был отведен пленником в Вавилон; но в плену, как написано в книге Паралипоменон, раскаялся, и Бог воз­вратил его в Иерусалим и опять даровал ему царство. Он умер, покаявшись и поучая народ служить Богу, но не был погребен в городе Давидовом, а в саду своем, в саду Озы. Амон, сын его, царствовал два года и делал зло, по­добно Манассии, отцу своему, и убили его слуги его; он погре­бен в саду Озы, где и отец его. Иосия, сын его, царство­вал тридцать один год. Народ поставил его царем, когда он был восьми лет, и творил он правду во всем подобно Давиду, не уклоняясь ни направо, ни налево; он истребил ду­бравы и уничтожил всех идолов. Будучи шестнадцати лет, он обратился к закону и, нашедши его в пренебрежении, при­казал читать, объявил и совершил пасху, как написано. Его умертвил фараон Нехао при Евфрате во время сражения. При нем были пророки Иеремия и Софония и пророчица Олдана, жена Селлима. Иоахаз, сын его, царствовал три месяца и де­лал зло; его переселил фараон Нехао. При нем был Иере­мия. Елиаким, другой сын Иосии, который был переименован в Иоакима, царствовал одиннадцать лет, и делал зло. Иоа­ким, он же Иехония, сын его, царствовал три месяца, делал зло, и отведен был в Вавилон. Матфанию, сына его, Навуходоносор сделал царем, переименовав в Седекию; он цар­ствовал двенадцать лет и делал зло. И при нем был Иере­мия. До этого времени существовало царство иудейское, теперь оно было разрушено, подобно Самарии; город был взять и все отведены пленниками в Вавилон, с сосудами. Всего — двад­цать один царь, кроме Гофолии. Имена царей, бывших в Самарии, конец деятельности каждого из них и продолжительность их царствования таковы. Иеровоам, сын Навата, царствовал двадцать четыре года. По разделении царства, он, возвратившись из Египта, первый царствовал в Самарии и делал зло, как никто другой. Опа­саясь лишиться царства, он сделал двух золотых тельцов и соблазнил народ, сказав: вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской (3Цар.12:28); учредил и праздники и жрецов; он ввел в грех Израиля (3Цар.14:16), потому что ему подра­жали все последующие цари. При нем был пророк Ахия Си­лонитянин, и пророк, обличивший его у жертвенника. Нават, сын его, царствовал два года и делал зло. Из его рода бо­лее уже никто не царствовал. Замврий, из другого рода, — две­надцать лет. Вааса — двадцать четыре года, и делал зло. При нем были пророки: Илия, Елисей, Михей, пророк, предсказав­ший Ахааву о Сирии и о сыне Адера, пророк, поразивший его ранами и обличивший Ахаава, кроме того, и многие сыны проро­ческие. Охозия, сын его, царствовал два года и делал зло. И при нем были Илия и Елисей. Его пятидесятиначальников Илия поразил огнем, по слову Господню. Иорам, сын Ахаава, цар­ствовал двенадцать лет и делал зло, и из его рода более уже никто не царствовал. При нем вознесся Илия, а Елисей оставался до Иеровоама, сына Иоасафа, царя израильского. И при нем были сыны пророческие. Ииуй, из другого рода, сын Намессиев, царствовал двадцать два года. Он истребил род Ахаава, коварно погубил пророков Ваала и сокрушил ку­мир его. Этим он сотворил правду и получил обещание, что потомки его будут сидеть на престоле его до четвертого рода. Иоахаз, сын его, царствовал семнадцать лет, делал зло, воевал против Иерусалима и взял оттуда золото и со­суды. Иеровоам, сын его, — сорок один год, и делал зло. Захария, сын его, — шесть месяцев, и делал зло. Доселе были царями потомки Ииуя до четвертого рода. Селлум, из другого рода, сын Иависа, царствовал тридцать дней, и делал зло. Манаим, из иного рода, сын Гаддия, царствовал двадцать лет, и делал зло. При нем пророчествовал Исаия и Осия. Факей, из другого рода, сын Ромелиев, царствовал двадцать лет. Он убил Факию и делал зло. При нем были пророки Исаия и Осия. Осия, из другого рода, сын Илы, царствовал десять лет. Он убил Факея и делал зло, впрочем не так, как его предшественники. Осия был последним царем Са­марии. При нем это царство прекратилось, и Самария погибла, и затем поселились в ней ассирияне. От них произошли ере­тики самаряне, называемые саддукеями. Этим и оканчивается все содержание книг царств.

Первая книга Паралипоменон.

Книги Паралипоменон называются так потому, что в них содержится многое опущенное в книгах Царств. В первой книге излагается родословие всех колен от Адама до царей, по племенам и народам, по семействам и домам. Говорится также, кого из левитов Давид поставил воспевать Богу на флейтах и арфах и кого назначил для служения при храме, потому что он первый начал строить храм. Коротко изла­гается и нечто другое о царях и о родах. К этому надобно прибавить, что царствование всех царей иерусалимских от Да­вида продолжалось четыреста семьдесят четыре года. Все эти цари были из одного рода Давидова; из них творивших правду было девять, а делавших зло двенадцать, кроме Гофо­лии. А царствование всех царей в Самарии продолжалось две­сти шестьдесят девять лет и тридцать дней; царей было две­надцать, из восьми различных родов, и все они делали зло, подобно Иеровоаму.

Вторая книга Паралипоменон.

Во второй книге Паралипоменон излагаются деяния царей. Описавшие их были пророки, жившие в различные времена. Но чтобы узнать писателей в отдельности, для этого нужно за­метить, что здесь излагаются деяния всех царей израильских и иудейских, опущенные в истории царей. Все деяния их из­ложили следующие лица: о Давиде писали пророки Самуил, Нафан и Гад, о Соломоне — пророки Нафан и Ахия; об Иеро­воаме — пророки Самей и Адда; об Авии — пророк Адда. Об Асе написано в летописи царей Иудейских (3Цар.15:23). Об Иосафате писал пророк Ииуй, сын Анания, написавший книгу царей Израилевых (2Пар.20:34); об Иоасе — в книге царей (2Пар.24:27); об Амасии — в книге царей иудейских и израильских; об Озии — пророк Исаия; об Иоафаме — в книге царей иудейских и израильских; об Ахазе — в книге царей иудейских и израильских; об Езекии — пророк Исаия, сын Амосов; о Манассии — описаны в записях Хозая (2Пар.33:19); об Иосии — в книге царей иудейских и израильских; об Иоакиме — в книге царей иудейских и израильских. Так это указано в книгах Паралипоменон.

Первая книга Ездры.

(В Славянской Библии — вторая, неканоническая книга Ездры) Книга Ездры называется так потому, что сам Ездра, бывший священником и чтецом, рассказывает и описывает возвращение сынов израильских из Персии в Иерусалим. Это возвращение последовало сначала с позволения, а потом по повелению царей Кира и Дария, данному Иисусу, сыну Иоседекову, Ездре и Зоровавелю; они состязались в решении некоторых вопросов, получив обещание, что победивший может просить у царя всего, чего захочет. Один говорил, что сильнее всего вино, а другой говорил, что сильнее царь, Зоровавель же сказал, что сильнее этого женщины, а сильнее всего истина. Когда он, сказав так, остался победителем и получил позволение просить, чего захочет, то стал просить, чтобы освобождены были из плена иудеи и построен Иерусалим. Как он про­сил так и сделано; пленники были отпущены, потому что тогда исполнилось семьдесят лет гнева Божия. Возвратившихся из плена потомков Иуды и Вениамина и левитов было числом сорок две тысячи человек, коней триста тридцать, лошаков двести сорок пять, верблюдов четыреста тридцать пять, ра­бов их и рабынь семь тысяч триста тридцать четыре, пев­цов двести, ослов шесть тысяч семь сот двадцать. Строите­лями были Зоровавель, Иисус, сын Иоседеков и Неемия; а Ездра, сведущий в законе, принес закон и читал его и устроил все, относящееся к храму и левитам. Он объявил закон и сделал распоряжение, чтобы взявшие чужеземных жен во время плена изгнали их. Все изгнали их и очисти­лись, и совершил он пасху по закону, как написано, также и пост. Этим оканчивается первая книга Ездры.

Вторая книга Ездры.

(Под 2-ю книгою Ездры здесь разумеется книга Неемии) В этой книге Ездра говорит о возвращении иудеев из плена так же, как и в первой, кроме рассказа о вопросах. Много говорится об евнухе Неемии; о том, что он просил о построении храма, и что Ездра читал закон, а Иисус, Ануй (сл. Б.: Ванаиа, Неем.8:7) и Саравия толковали его народу. Ездра, читая, научал богопо­знанию, а народ вникал в смысл читаемого и совершил пасху; в седьмой же месяц совершил пост и праздник ку­щей, как написано: от дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы (Неем.8:17). Между тем Ездра, увидев, что жены азотские сходятся с евреями, убедил всех дать обещание со­хранять закон Божий; изгнал этих жен, как незаконных, и все поклялись соблюдать закон. Таким образом освятив­шись и очистившись, они праздновали, и затем ушли каждый в дом свой. Об Ездре говорится и то, что, когда книги были потеряны по нерадению народа во время продолжительного плена, Ездра, как любознательный и сведущий чтец, сохранил их все и потом принес их с собою и снова издал, и таким образом сохранил эти книги (см. 3Ездр. гл.15).

Книга Есфирь.

Книга Есфирь называется так потому, что чрез Есфирь Бог спас иудеев, которым всем угрожала погибель, а Амана, строившего против них козни, наказал. Царь Артаксеркс, отвергнув свою жену, искал в царстве своем красивейшую и благообразнейшую из всех женщин, чтобы взять ее себе в жены; такою и оказалась Есфирь, родом иудеянка. У нее был родственник Мардохей, взятый в плен в ту страну при Седекии. Царь, возвысив упомянутого Амана, повелел, чтобы все покланялись ему. Но так как Мардохей, служа Богу, не хотел поклоняться человеку, то Аман разгневался на него, и, узнав, что он иудей, убедил царя Артаксеркса и предпи­сал, чтобы все, находившиеся в царстве его, иудеи были истре­блены в один день двенадцатого месяца. Узнав об этом, Мардохей сетовал и, совершив пост, обратился к Есфири с просьбою о помощи. Есфирь, после поста и молитвы к Богу, украсившись женскими нарядами, без приглашения и в неурочное время вошла к царю, — а входить без приглашения не позволялось; но она надеялась не на удобное время, а на мо­литву. Когда царь удивился необыкновенному ее поступку, она от страха упала. Но Бог переменил гнев царя на милость и кротость; он встал и поднял жену, увещевал ее не бояться и позволил ей просить, чего хочет. Она просила царя придти к ней на пир вместе с Аманом, и не один раз, но дважды. Аман от радости и восторга, что удостоился приглашения от царицы, еще более возгордился пред Мардохеем и приказал поставить высокое дерево, намереваясь на следующий день повесить на нем Мардохея. Между тем царь, по благому прови­дению Божию, не мог заснуть в ту ночь и приказал читать ему памятные записки его дел. При чтении их встретилась запись о добром деле, сделанном для него Мардохеем, именно: когда два евнуха злоумышляли против царя, то Мар­дохей открыл это царю и уличил их. Из внимания к услуге Мардохея, царь хотел оказать ему достойную почесть. Когда утром вошел к нему Аман, царь спросил его: какой почести достоин тот, кто оказал благодеяние царю? Аман, ду­мая, что царь спрашивает о нем самом, отвечал, что такой человек достоин быть назван вторым по царе. Потому царь приказал удостоить такой почести Мардохея, а Аману прика­зал идти впереди его. Есфирь же, воспользовавшись случаем, стала ходатайствовать за иудеев. Когда царь, изъявив сожа­ление о беззаконном повелении против иудеев, разгневался на Амана, то сам Аман стал просить Есфирь в отсутствие царя, припав и обнимая ее колена. Царь, увидев Амана при­коснувшимся к ногам царицы и подумав, что он делает это с постыдною целью, приказал самого Амана повесить на том дереве, которое он приготовил для Мардохея. Тогда царь предписывает, чтобы все иудеи были оставлены в безопасности, а враги их были истреблены ими. Истреблено было пятьдесят тысяч человек. Потому учрежден праздник в четырнад­цатый и пятнадцатый день двенадцатого месяца, который назы­вается Адар; а сам этот день на их языке называется фурим (у св. И. Златоуста: фура). Потому в этот день иудеи сжигают изображение Амана и празднуют память своего избавления. Этим и оканчи­вается книга.