Сокровенный Афон

Через несколько минут молодая сотрудница вернулась с какой-то бумагой в руках.

- Все в порядке. Разрешение подписано. Вы можете идти в зал. Вас вызовут к окошку.

- Простите, а сколько мы должны заплатить за визы?

Гречанки заулыбались.

- Ничего не надо. Консул разрешил бесплатно.

Еще через двадцать минут мы уже держали в руках свои паспорта с зелеными наклейками и, глядя в них, не верили своим глазам. Визы были даны на два месяца!

Наш пропуск - икона

В Грецию попасть - еще полдела. Труднее попасть на Афон, особенно священнослужителю. Мирянам проще. Они приезжают в Фессалоники и в Министерстве Северной Греции и Македонии получают пропуск на посещение Святой Горы - диамонитирион, который выдается, правда, всего лишь на четыре дня. Но для того чтобы на Святой Горе побывал православный священнослужитель из другой Поместной Церкви, необходимо пройти длительную процедуру получения официального разрешения от Константинопольского Патриарха Варфоломея. Для этого руководство той Церкви, к которой принадлежит паломник-священнослужитель, должно предварительно выслать ему письменный запрос.

Но у нас на прохождение этой длительной бумажной процедуры времени не было вовсе. Слишком неожиданно пришло окончательное решение отправиться в паломничество. К тому же благоприятные обстоятельства по службе у всех четверых сложились одновременно таким образом, что ехать можно было только сейчас. Позже ни у кого из нас свободного промежутка времени для поездки, по крайней мере, в обозримом будущем, уже не предвиделось. Вот почему решено было действовать самостоятельно.

Итак, греческие визы уже получены, причем с очевидной для всех помощью Божией. Антон с Пашей возьмут диамонитирион в Фессалониках. Но как быть нам, священнослужителям? Опытные паломники предупреждали нас, что попасть на корабль, идущий на Афон из Уранополиса - небольшого городка, расположенного у самого афонского перешейка, можно только после прохождения полицейского контроля. Мы уже знали о том, что у самой пристани стоит полицейский пост, и для того чтобы пройти на пирс, нужно предъявить суровому стражу порядка либо диамонитирион, либо разрешение от Патриарха. Но у нас с отцом дьяконом ни того, ни другого не будет. Есть, правда, еще и пешеходная тропа, по которой можно проникнуть на Афон, но и там стоит полицейский пост. Как странно, - подумал я, - для того чтобы православному паломнику посетить Афон - такие сложности! В конце концов, - это удел Божией Матери, и Она там является полноправной Хозяйкой! Вот что! У нас тоже будет документ. Свой, особый пропуск на Святую Гору!

Совсем недавно мне подарили - ни много ни мало - четыре небольшие бумажные иконы, привезенные из Пантелеимонова монастыря. Размером - меньше ладони. Это были репродукции известной на Святой Горе иконы Игумения Горы Афонской. Я попросил Пашу заламинировать их так, чтобы сверху оставалась полоска пластика шире, чем с других сторон. Затем раскаленным гвоздем проделал в верхней части по два отверстия и вдел капроновую веревку.

- Это наши пропуска. Мы наденем иконы на шею, под одежду, и если кто-нибудь спросит у нас документы, покажем им Игумению Афонскую: вот наши документы! Чай, люди там православные. Будем молиться. И я уверен, что Матерь Божия поможет! А для того чтобы мы с отцом дьяконом не привлекали к себе лишнего внимания, нужно выглядеть, как афонские монахи.

- Один мой знакомый показывал как-то фотографии своего паломничества на Святую Гору, - вспомнил Антон, - и я обратил внимание, что в дорогу афониты надевают поверх подрясника черные безрукавки с карманами. Скуфейки у них, кстати, не такие, как у вас. Русскую скуфью от греческой там сможет отличить каждый.

- Где же мы все это достанем? - грустно вздохнул отец дьякон, поправляя сползшие на нос очки.