Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Ответ. Не то говорит заповедь, чтобы отдавать свою одежду всякому, кто просто захочет взять ее, но хотящему судитися с тобою, - что указывает уже на отсутствие человеколюбия и желание тяжбы, от которых рождается вред душевный. В подобном случае надобно нерадеть о телесном ради душевного спасения, ибо сказано: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? (Мф. 16, 26).

Вопрос 677. Так как есть некоторые люди, опытные в судебных делах, и они не столько вредятся от них, как другие неопытные в оных, то не лучше ли чрез опытных людей производить сии дела?

Ответ. Хотя они и опытны в судебных делах, но мы даем им повод ко вреду и, в рассуждении худых последствий, это не менее вредно. Самим нам вести такие дела гибельно для души. Если же они подобно нам получат вред, то мы бываем причиною их вреда; грех переходит на нас, и мы терпим тот же самый вред, как сказано в Писании: подобает приити соблазном, горе же тому, егоже ради приходят (Лк. 17, 1). А когда кто-нибудь, не удовлетворяясь избавлением от зла, старается, чтобы соперники его потерпели зло, то сие хуже всего и много прогневляет Бога, Который повелел не воздавать зла за зло (Рим. 12, 17), и еще сказал: отпущайте, и отпустят вам (Лк. 6, 37).

Вопрос 678. Когда нужно будет засвидетельствовать о действительном убийце: следует ли солгать, с тем, чтобы избавить его от смерти?

Ответ. Если ты ни в чем не лжешь, то не лги и в этом, ибо в Писании сказано: и нищаго да не помилуеши на суде (Исх. 23, 3). Когда не будет на то воли Божией, он (убийца) не умрет. А кто лжет в других случаях и хочет и здесь солгать, тот солжет по своему обыкновению. Творяй грех, говорит Писание, и беззаконие творит (1 Ин. 3, 4), и я не связываю себя сим [132]. Если же ты не имеешь нужды свидетельствовать о нем, то и не должно ничего говорить. Здесь полезна пословица: "За то, что скажешь: не знаю - еще не посадят в тюрьму".

Вопрос 679. У кого есть богатые должники, должен ли тот брать проценты? Если же они бедны: брать ли ему обратно деньги, которые он дал им?

Ответ. Писание говорит о праведном, что он сребра своего не даде в лихву (Пс. 14, 5). А это значит, чтобы мы обратно брали то самое, что дали.

Вопрос 680. Если же некоторые из них обнищают?

Ответ. И об этом сказано: аще обнищает брат твой, не оскорби его во истязании (Сир. 31, 37).

Вопрос 681. Если же он беден, и я тоже беден: разве я согрешаю, когда требую с него, по собственной своей нужде?

Ответ. Не согрешаешь. Однако хорошо, сколько возможно, не оскорблять кого-либо из братий своих, кто не в состоянии отдать.

Вопрос 682. Когда я терплю убыток и не скорблю о том сердцем, то помысл говорит мне: "Это нечувствительность; ты должен скорбеть, но вместе и благодарить". Справедливо ли говорит мне помысл?

Ответ. Отнюдь не должно скорбеть о вещах мира сего, но только - об одном грехе.

Вопрос 683. Что значит: радоватися с радующимися и плакати с плачущими (Рим. 12, 15)?