Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Ответ. Брат! Ты пожелал услышать от меня, худого, касательно твоих помыслов; или тебе не понравилось то, что ты слышал от брата Иоанна? Такие смущения случаются с тобою потому, что ты имеешь непостоянное сердце. Если, по слову Спасителя, вся возможна верующему (Мк. 9, 23), то где же вера твоя? О вине: оставлять его совершенно не надобно, но употребляй понемногу. А если спать сидя: это впоследствии приводит к смирению. Вообще же предай себя всего Богу, во страхе Его. Относительно больного глаза твоего: не бойся, имея Бога, просвещающего тебя. Если же случится кто-либо знающий и покажешь ему, то не погрешишь, потому что и сие смиряет тебя. Это говорится тебе мною, написано же сыном моим Серидом. Итак, если помысл не увлечет тебя уничижить мои слова, сказанные от Бога, то я помолюсь Ему привести тебя в больший успех и буду просить, чтобы тебе не отлучаться от нас ни в сем веке, ни в будущем. Умудрись же более всех учащих тебя соблазнам демонов и будешь всегда привлекать к благому душу и помыслы твои, и не заключай с ними союза, ибо они всезлобные иноплеменники, и наследуешь землю израильтян, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.

Вопрос 223, того же к тому же.

Прошу тебя, отец мой, скажи мне: от вас ли последовал первый ответ, потому что помысл говорит мне: не от аввы ли (Серида он сделан) именем твоим? Скажи мне: как уврачуются страсти мои? Дай мне заповедь во спасение души моей; испроси мне оставление грехов. И (скажи) хорошо ли, как говорит мне помысл, оставаться всегда при послушании в поварне?

Ответ. Слушай, сын мой! Всякой страсти есть врачевание, и всякому греху - покаяние. Если ты не верен, как сказал сам, и хочешь исцелиться от неверия, то врачевание на это следующее: вера, чтобы несомненно веровать благому. Если же остаешься в неверии, остерегайся, чтобы не отпасть оного блаженства, о коем сказано: блажени не видевшии и веровавше (Ин. 20, 29), ибо Писание говорит: веруйте во свет, да сынове света будете (Ин. 12, 36). Вот и второй ответ послал я тебе, так как ты не поверил первому. Если бы ты принял пророка во имя пророчо, то и мзду пророчу получил бы (Мф. 10, 41), то есть: если бы и не от меня был тот первый ответ, а ты принял бы его как бы от меня, то получил бы пользу по вере твоей, ибо верен Сказавший: даст ти Господь по сердцу твоему (Пс. 19, 5). На твое желание - удостовериться, что первый ответ был точно от меня, а не от аввы Серида, скажу: зачем ты уподобился тем, которые искушали Господа и просиша Его знамение с небесе показати им (Мф. 16, 1), коих Он и отогнал, как искусителей, сказав: знамение не дастся им (см. Мф. 16, 4), а не уподобился Ахазу, который, имея повеление просить знамения, отказался, сказав: не имам просити, ниже искушу Господа (Ис. 7, 12). Если бы ты, услышав, поверил просто, то получил бы большую пользу; но, чтобы неверие снова не вступило с тобою в борьбу, я приказал авве Сериду стать у дверей моих и громогласно прочитать написанные тебе мною слова на постыждение диавола. Ибо, если авва прочтет их громогласно, то как может бороть тебя диавол говоря, что я (т. е. Cтарец Варсонофий) их не слышу? Если же я слышу, а другой написал тебе их, как ему хотелось, почему я не возражаю ему? Если бы ты почитал меня прозорливым и верил, что я от Бога познаю случающееся, то мог бы быть уверен, что никто не посмеет изменить слово мое без того, чтобы я не узнал о сем. Однако и меня враг тайно умалил в глазах твоих, внушив тебе считать меня человеком не могущим предвидеть что-либо. Если желаешь от меня заповеди во спасение и для жизни своей: приобрети крайнее смирение и послушание во всем, ибо они суть искоренители всех страстей и насадители всяких благ, и не давай в себе места негодованию при слушании учения аввы твоего (игумена Серида); ибо оное есть семя вражье. Если же постараешься посильно делать и хранить (все сие), то уповаю на Христа, воплотившегося для спасения грешных, что не замедлишь принести добрый и благой плод. А о грехах, сделанных прежде, о коих ты упоминаешь, замечу: если сохранишь мою заповедь о Христе Иисусе, то веруй несомненно, что Господь простил их тебе и что ты как бы теперь только родился чрез покаяние, принесенное тобою Богу. Писать же тебе о каждой страсти особо нет надобности, ибо я одним словом назначил тебе врачевание их: Господь говорит: вселюся в смиренных [62]. Что же? Или ты думаешь, что может что-нибудь злое, вражеское поселиться там, где враг видит живущего Господа? Знай, что злодей не может явиться туда, где находятся судилища правителей. Касательно же поварни: ты не можешь навсегда остаться при сем послушании, ибо это подаст другим повод к зависти; но когда тебе повелят, не ленись и не прекословь, а трудись усердно, ибо чрез сие получишь благодать. О двух же страстях, разумею забвение и нерадение, вопроси, брат, усердно и делай (сказанное) тщательно, а не подобно тому, (как поступил) ты при первых вопросах, которые предал забвению и сестре его - нерадению; но возобнови духовные твои вопросы, благостию Святой Троицы, и согрей твое сердце в страхе Божием, возбуждая его от мысленного сна двух вышеупомянутых злых страстей. Согревшись, оно примет желание будущих благ, и отселе ты будешь иметь попечение о них, а чрез сие попечение отступит от тебя чувственный сон, и тогда скажешь подобно Давиду: в поучении моем разгорится огнь (Пс. 38, 4). Вопросив о двух этих страстях, ты услышал сокращенно о всех страстях: они подобны хворосту и сгорают от духовного огня. Если я и скажу тебе о подвигах [63] духовных, то знай, что без хранения ума [64] они ни во что не вменяются человеку. Итак, возлюби труд и научение в сем, и достигнешь того, чтобы без боязни идти царским путем о Господе. Сие написал я тебе, и поверь словам моим, что, если увижу твое тщание о Боге, буду непрестанно молиться ко Господу - спасти тебя от смерти в жизнь вечную, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.

Вопрос 224, того же к тому же Великому Старцу.

Авва! Помысл устрашает меня (внушая): "Что ты вопрошаешь и не делаешь, как бы не проклял тебя за это Cтарец". Но помолись, да дарует мне Бог разуметь то, что вы мне пишете, и исполнять сие.

Ответ Варсонофия. Чадо! Кто слушает и исполняет, тот делает так для себя и себе приносит пользу. Ты говоришь, что помыслы устрашают тебя, как бы я не проклял тебя; но можно ли боящемуся Бога клясть кого-либо, когда Господь говорит: благословите, а не клените (Рим. 12, 14). Внимай же, брат, они хотят тебя прельстить к тому, что мало полезно, как-то: спать сидя, или не класть изголовья, которые то же, что мятва и копр и кимин, и внушают остависте вящшая закона (Мф. 23, 23), то есть чтобы угасить гнев, иссушить раздражительность и повиноваться во всем. Посевают же в тебе для того, чтобы привести в изнеможение твое тело, отчего ты впадешь в недуг и поневоле потребуешь мягкой постели и различных снедей; а лучше будь доволен одним изголовьем и упокоивайся на нем со страхом Божиим. Относительно же того, чтобы разуметь тебе мои ответы, помолись Богу, и Он, как Податель всякого благого дарования, подаст тебе благое разумение. Будь уверен, что если ты потрудишься, по силе твоей, в исполнении слышанного от меня, то я в десять раз более сделаю, по силе моей, чтобы испросить тебе, помощь от человеколюбивого Бога. Вложи в горшок твой приправу [65] из мысленных снадобьев, каковы: смирение, послушание, вера, надежда, любовь, ибо имеющий их учреждает пир Небесному Царю Христу, Которому слава во веки, аминь.

225. Прошение того же к тому же Великому Старцу.

Отец мой! Читая по-гречески, я не понимаю того, что читаю, посему и прошу тебя, помолись, чтобы Господь вразумил меня в чтении. И скажи мне: должно ли изучать по-гречески псалмы?

Ответ. О чтении по-гречески: если взыщешь со смирением того, что угодно Богу и служит к пользе души, то Бог подаст разум, и если Бог даст, то явно, что сие служит к спасению души. На греческом же языке написана большая часть книг, и если потрудишься и псалмы изучить на сем наречии, то сие послужит тебе пособием при чтении книг, на нем написанных. Но, чтением ли занимаешься, изучением ли псалмов, непрестанно вспоминай Бога, сказавшего: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Разумей, что говорю тебе. И если потрудишься поступать так, то труд твой будет иметь благодать в жизнь вечную, о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

226. Прошение того же к тому же Великому Старцу.

Отец мой! Я увлекся хульным помыслом, прошу тебя, прости меня Господа ради и помолись, чтобы мне исправиться.

Ответ. Если бы можно, то полезно было бы наполнить сии письмена слезами и послать их тебе, оскорбившему себя. И что я могу сделать для человека, не приготовившего земли сердца своего к принятию слов, посеянных на нее мною письменными ответами, к воссозданию души из ветхости, во обновление жизни вечной? Если бы ты принял мои слова с усердием, то вкусил бы их сладость, которая услаждает душу и отгоняет лютейшую горечь, всеянную в тебя демонами. Уже немало времени тому, как ополчился на тебя бес хульный, который погубляет души, принимающие его. Исследуй и найдешь, что без всякой достойной внимания причины он уловил тебя за гривну [66], чтобы умертвить тебя. О! Да не даст ему Бог мой места - исполнить на тебе свою волю (2 Тим. 2, 26). Если не отчаемся, то всегда предстоит Бог, принимая покаяние. Если предадимся отчаянию, то делаем сами себя повинными осуждению, имея кровь на главе своей (Иез. 33, 4). Итак, пробудись от прелести пленения, и чувства, похищенные у тебя врагом, воззови учениями Христовыми, преподанными тебе мною, который повелел тебе прежде всего угасить гнев и раздражительность, зная, что они приводят человека в погибель хуления на Бога. Приобрети же смирение, опаляющее демонов, послушание, открывающее Сыну Божию вход в человека, веру, спасающую человека, надежду непосрамляющую, любовь, не допускающую человек отпасть от Бога. Но ты мало позаботился о сих (добродетелях) а напротив, избрал сам себе противоположное: гнев, раздражительность и совершенную погибель - вышеупомянутое хуление. И хотя слышал от меня, что если потрудишься, по силе твоей, оставить сии страсти и прилепиться к вышеозначенные благим добродетелям, то я в десять раз более сделаю, по силе моей, чтобы помочь тебе молитвенно; но, несмотря на сие, ты нерадишь, посрамляя седины мои. Впрочем, взирая на благость Божию, чтобы уразуметь, сколько Он благ, потрудись исправиться. И как мы имеем заповедь прощать, то и прощено тебе прошедшее; но исправься отныне. О вчерашнем же в течение 40 дней приноси покаяние Богу, делая ежедневно по три поклона, и говори: "Прости меня, хулившего Тебя, Бога моего!" и исповедуй Его злохулившими устами трижды на день, говоря "Слава Тебе, Боже мой, и благословен еси во веки, аминь". И не впадай в то же снова, чтобы не случилось с тобою чего-либо худшего. От нечувствия сердца ты пришел в гнев, а от гнева перешел к тому, что отступил от Святого Причащения, будучи же пленен совершенно, впал и в ров хулы сей. И если бы не предварила рука человеколюбивого Бога и молитвы святых, то душа твоя впала бы в погибель отчаяния. Наконец, чрез меня, малейшего, говорит тебе Бог: согрешил ли ты, не греши более. Молись и о прежних грехах твоих. Бог милостив и при желании нашем прощает нам грехи. При всем том вспоминай, что много может молитва праведного поспешествуема (Иак. 5, 16). Если угодно тебе - делай; если же нет - прости меня за все.

227. Тому же брату, когда он просил прощения, Великий Старец отвечал снова.